Современные мощные аккумуляторы NMC
Уже как год в теплые дни я передвигаюсь на электросамокате, чтобы экономить деньги и не зависеть от общественного транспорта.
Но с завода самокаты оборудованы не самым лучшим аккумулятором, который разряжается быстро и заявленный пробег получается сильно завышенным.
На моем электросамокате аккумулятор был собран на ячейках 18650, которые достаточно популярны и дешевые.
Таких элементов в моем самокате было целых 144 штуки.
В данной статье я расскажу, почему решил поменять популярные аккумуляторы 18650 на еще мало известные призматики Li-NMC.
Первым делом помимо большего запаса хода меня интересовала просадка напряжения при нагрузке. Все дело в том, что электросамокат потребляет достаточно много мощности и элементы 18650 сильно перегружаются и проседают по напряжению, что не есть хорошо, ведь так процесс деградации наступает в разы быстрее.
Также есть элементы немного крупнее и мощнее по току, но стоят они гораздо дороже.
Элемент 21700.
За один такой элемент придется отдать от 500 рублей, что в пересчете на целую батарею выйдет в 72000 рублей, так как мой аккумулятор состоит из 144 элементов. При этом емкость будет не сильно больше заводской, 45 Ач против 35 Ач на заводской батарее с элементами 18650.
В итоге я выбрал совсем другие элементы питания и остановил свой выбор на призматиках с химией Li-NMC. Они активно используются в электромобилях, так как имеют большой запас емкости и хорошие токовые характеристики.
Один элемент имеет емкость 65 Ач и номинальное напряжение 3.7 вольт.
На данных элементах очень удобно собирать аккумулятор, так как в моем случае нужно всего лишь 16 элементов, чтобы напряжение было 60 вольт. В то время как на элементах 18650 нужно целых 144 штуки и собирать их в единое целое гораздо дольше и сложнее.
Призматики на сварочном столе готовы к сборке.
Друг приварил мне точечной сваркой никелевые ленты и собрал аккумулятор в одно целое, чтобы номинальное напряжение было 60 вольт.
Ленты приварены к элементам.
Далее была установлена плата БМС, которая управляется и настраивается с телефона и помогает следить за зарядом и разрядом.
Аккумулятор полностью готов.
Данный аккумулятор еще удобен тем, что состоит всего из 16 элементов и не имеет параллельного соединения.
Я часто встречал людей на электросамокатах, у которых появлялся разбаланс на параллелях и требовалось пересобирать аккумулятор. Тут же за счет большой емкости один элемент заменяет всю параллель и решает частую проблему с разбалансировкой.
Заводской аккумулятор таких же размеров, но на 1.5 см ниже.
Емкость получившегося аккумулятора 65 Ач, что почти в 2 раза больше штатной на 35 Ач. Размеры батареи практически одинаковы, за исключение большей высоты призматиков на 1,5 см.
Обошелся мне данный аккумулятор вместе с платой бмс в 60000 рублей, что считаю неплохим вариантом для дальних поездок.
Из плюсов также можно выделить большое количество циклов заряда, порядка 2000, когда на элементах 18650 после 500 циклов заметен спад емкости. Да и токи такие элементы не боятся, 90 Ампер на ячейку можно давать без опасений длительное время.
Сейчас я уже проехал на данном аккумуляторе порядка 500 км и могу сказать, что это действительно лучший вариант для большого запаса хода и низких просадок по напряжению и долгого срока службы. Пока я еще не встречал самоката с аккумулятором большей емкости.
Мастерская Самоделок