Доработки Скаут Сафари
Активно кататься на мотовездеходе Скаут Сафари я начал 3 года назад. И активная эксплуатация мотовездехода потянула за собой модернизации, о которых я и расскажу в этой статье.
Сафарик у меня самой первой версии, но все доработки подойдут и для Скаут Сафари 3, так же и для его "взрослой версии" - мотовездехода Скаут.
Что бы понимать, что стоит улучшить - всегда надо поэксплуатировать вещь подольше, чем больше пользуешься, тем больше понимаешь - надо кое что доработать. Сафарик у меня используется для развлекательных покатушек, прогулок и выгула собаки, поэтому доработки коснулись только удобства его использования.
Слева на фото - то что было изначально, справа - то что получилось ближе к концу первого лета эксплуатации.
Первое, что мне сильно не понравилось - использование рычага газа. Ну вот серьезно! Какой альтернативно одаренный решил поставить рычаг газа на мотовездеход? Я рычаг газа в своей жизни встречал 2 раза - в детстве, на мопеде ЗиФ 77, который мы купили за бутылку водки в гаражах и на Сафарике. На мопеде рычаг я сменил на ручку через неделю, на Скауте на замену ушло больше времени.
Рычаг на мотовездеходе просто неприменим! Ты едешь по кочкам и колдобинам, влетаешь в грязь, преодолеваешь брод и так далее - это не асфальт! Тут надо держать руль крепко и при этом играться газом - подсбросить перед кочкой, поддать, как только переднее колесо переедет кочку и так далее.
С рычагом газа крепко держать руль правой рукой не удается! Максимум руль обхватывают большой и указательный палец, а остальные 3 пальца - на рычаге (или наоборот, указательным и средним давишь рычаг газа, а безымянным и мизинцем пытаешься держать руль). Точно дозировать газ при таком хвате не выходит, руль бы удержать нормально! Да и вообще - покатушки по бездорожью становятся удовольствием ниже среднего. Так что менять было решено однозначно, но вставал вопрос - а что поставить? Ручку как на мотоцикле или курок как квадроциклах?
По мотоциклетному прошлому помнилось, что ручка газа хороша на дальних пробегах, а вот по бездорожью - не очень. Во первых - невозможно за один поворот руки выбрать весь диапазон - от минимального до максимального газа, во вторых - трудно удерживать руль когда кисть руки под углом. То что на эндуриках стоит ручка газа - дань традиции, не более, а вот у техники заточенной на езду по бездорожью - квадроциклах, снегоходах, мотособаках и тд, обычно установлен курок газа.
Курок газа для мотовездехода
Ниже вы можете видеть различные по цене курки газа для вездеходной техники. Я взял с Банггуда, в основном потому, что были балы от прошлых покупок, но там быстро разобрали, после того, как дал ссылку на форуме ATV в ветке про Скауты, так что смотрите ниже - ссылки на АлиЭкспресс. Разницы - купить в локально магазине, заказать на Али или в Банггуде нет, все равно курок будет сделан в Китае, так что смотрите сами - где удобнее и дешевле.
Курок с тросиком 78 см
Курок с тросиком 118 см
Курок с тросиком 118 см
Курок с тросиком 78 см
Мне,из деревни, до почты доехать быстрее и проще, чем скататься за 140 км в специализированный магазин и купить там. Ломаться в курке нечему, если, конечно, корпус сделан из металла, а то встречал и пластиковые - для детских квадроциклов. Самое забавное то, что они ничуть не дешевле, но убиваются моментом.
Кто будет покупать в магазине обращайте внимание на следующее:
- Посадочное место (диаметр руля) - 22 мм.
- Корпус должен быть металлическим.
- Длина тросика - 76-80 см для Скаут Сафари и 80-100 см для больших Скаутов
И да, больше - не меньше! Более длинный тросик можно пустить по раме пристягнув почаще стяжками. У меня, на Скаут Сафари, тросик 76 см, хватает его нормально.
Первоначально я поставил только курок, тросик не менял, из за несовместимости крепления тросика рычага и курка - пришлось использовать армированный скотч.
Сделано это было для того, что бы покататься и понять - действительно ли с курком будет удобнее? Если не понравится, то можно будет легко вернуть все назад.
Стоит отметить, что с курком максимальные обороты прибавились, видать рычаг не имел возможности оттянуть дроссельную заслонку до конца. Появилась возможность аккуратно поддавать и сбрасывать газ вне зависимости от того - едешь ты по асфальту или скачешь по кочкам.
Что бы сменить тросик, пришлось снять воздушный фильтр, снять старый (открутить гайку фиксации оплетки тросика и гайку фиксации самого тросика), поставить новый, закрутить гайки и в паре мест притянуть стяжками (к раме и к рулю).
Минус только один - при длительной поездке по асфальту устает большой палец, Им приходится отжимать до конца и держать так всю дорогу. Это стоит учитывать!
Если у вас в основном ровная местность и вам нужно ездить далеко - то крутящаяся ручка будет удобнее, но если поездки в пределах часа и по пересеченной местности, где - то втопишь, то сбросишь, то аккуратно играешь оборотами мотора на кочках или месишь грязь по бездорожью с заездами по лесным тропинкам, то в этом случае использование курка газа - лучший выбор.
Езда по полям - тоже оптимальна с использованием курка, поле - оно кажется ровным, но, на самом деле - тут и кротовины и небольшие ямки с бугорками, быстрее 10-12 км/ч ехать просто опасно, можно ухнуть колесом и полететь через руль. Так что - главное аккуратная дозировка оборотов движка и крепкий хват руля.
Корзина на передний багажник
После того, как я задолбался крепить на багажнике разную мелочевку, которая нужна в конкретной поезде, то задумался о высоком багажнике.
Первой мыслью было закрепить ящик для инструмента. Но проблема ящика в том, что в него не положишь длинные вещи, да и навалить с горкой проблематично - ящик то закрывать и защелкивать надо.
Решением стало использование сетки от морозильной камеры. Закрепил с помощью багажной резинки, сделал временно - "на попробовать", что бы легко можно убрать если не понравится.
Корзинка - она легкая, вместительная и халявная. Для прижима вещей можно использовать вторую багажную резинку.
Поездки на пруд и речку показали, что в нее входят вещи для пикника на троих, а обратно - можно сгрузить всю верхнюю одежду, что бы не мочить ее купальниками и трусами. Это удобнее, чем брать с собой рюкзак. Конечно, если ехать далеко, то рюкзак предпочтительнее, а если выезд в формате - девушки схватили велосипеды, я сел на мотовездеход (ибо его выгуливать тоже надо), поехали, искупались в течении получаса и назад, то такой корзинки вполне хватает.
Окончательная фиксация сделана с помощью широких пластиковых стяжек, под корзинку подложены отрезки от резиновой камеры велосипеда. получилось крепко и бренчание отсутствует. В планах - снять и перекрасить решетку в черный цвет.
Длинное сидение для мотовездехода
Сидушку захотелось иметь длинную. Как на фото выше. Штатная Скаутовская короткая и расположена "средне-неудобно". Для дражайшей - слишком далеко от руля, для меня, наоборот, слишком близко к рулю. Когда для дражайшей купили небольшой эндурик, то задумался - а не перенеси ли сидение.
Но как показала практика, длинное лучше - на длинной и ровной дистанции предпочтительнее отодвинуться назад, распрямив руки и расслабив ноги, на бездорожье - придвигаешься вперед, чтоб активно работать рулем и легко можно было "топнуть пяткой" предотвращая падение при юзе заднего колеса по грязи.
Сидушка на замену нужна с плоским дном и тремя точками крепления - передняя часть крепится на болты, средняя - на штатный выступ на раме Сафарика, задняя часть - на начало багажника.
Сиденье с подъемом
Сиденье плоское
Сиденье с подъемом
Сиденье на выбор
Сидушки бывают полностью плоские и с возвышенностью сзади. Если планируете возить пассажира - смотрите на плоские, если в одиночку предпочитаете кататься - то берите с утолщением.
Переделывать раму мне не хотелось, так что занялся модификацией самого сиденья.
Для начала, с помощью сварки и болгарки, соединил передний крепеж скаутовского сиденья и купленной на барахолке сидушки от китайского мопеда.
Совмещал их таким образом, что бы резиновые упоры средней части приходились на стойку крепления седла на раме Скаута.
На фото выше можно видеть результат - сварщик из меня, конечно еще тот, но постарался проварить как следует, на 3 раза со всех сторон, отбивая шлак и зачищая между проварами.
Понимаю, что переборщил, говорят- точка сварки держит тонну, но, мне электродов не жалко, жалко себя, если оторвется на кочках.
Крепеж - только болтами спереди, болты не затягиваются до упора, дают возможность приподнимать сидение. Резиновые стойки опираются на выступ из рамы (раньше тут штатное сиденье крепилось).
Задняя часть болталась над багажником, причем - болталась достаточно высоко и ей надо было сделать опору. Причем опора должна не царапать краску багажника. Хорошим решением стало использование шайбы для домкрата.
Шайбы для домкрата
Ниже на фото те материалы, которые использовались для изготовления опоры - кусок доски, фанера и резиновая шайба от домкрата. Из инструментов - только электролобзик и шуруповерт.
Из доски вырезана проставка между сиденьем и крепежной пластиной - нужно для того, что бы увеличить расстояние и позволить шайбе лежать на багажнике.
Из фанеры вырезан круг - он прикручен к резиновой шайбе, что бы увеличить ее толщину, иначе держатель доставал до багажника и царапал его.
Штатный держатель идущий с седлом закреплен удлиненными болтами через деревяшку. В фанере в этих местах высверлены углубления.
Вся эта суета была сделана из мысли -передавать мой большой вес (за 130 кг) через плоскости опирающиеся друг на друга, так будет надежнее и мопедное сиденье не сломается.
Фанера прикручена к резине шурупами (2 шт по центру, где у железяки большое прямоугольно-овально отверстие).
Сама резина зафиксирована 2 шурупами в железке. Под шурупы отверстия в железяке с зазором в пару мм, они просто не дают шайбе выпасть.
Вот так это выглядит в сборе на сиденье. Потертости на шайбе - это результат тестовых покатушек.
Изначально я покатался без третьей точки опоры, но при смещении назад седло прогибалось на кочках и вероятность перелома его основания была очевидна, именно по этому и появились мысли об опоре на багажник.
Так это выглядит в сборе, кто то скажет - слишком кустарно, сразу видно - дерёвня, но мне мотовездеход нужен не девушек кадрить, а кататься по бездорожью. К тому же, как дойдут руки, крепеж будет покрашен черный цвет вместе с передней сеткой-багажником.
Да и чтоб увидеть кусок белой деревяшки - придется присесть на уровень рамы Скаута Сафари, при взгляде сбоку видна только резиновая шайба.
Взгляд сверху и вовсе не позволяет заметить всю кустарщину спрятанную под сидушкой. А оставшийся кусок багажника можно использовать по назначению - крепить на него грузы, цеплять веревкой сушняк и пиленный ветровал для оттаскивания с тропинок и заброшенных дорог.
В работе сейчас самодельный прицеп, переходник на который будет крепиться к раме у колеса и заднюю часть багажника.
Теперь - почему я не доработал раму Скаут Сафари для сиденья. Тут все просто - мне было лениво снимать мотор, когда я варю - искры и расплавленный металл, они летят во все стороны. Электроды просто сыроваты, варю нечасто - вот и успевают отсыреть. Что бы избежать повреждений - надо было снять мотор, колесо и крыло, прикрыть раму вне мест сварки брезентом (которого нет под рукой), зачистить места сварки, приварить крепление к багажнику, зачистить швы болгаркой, покрасить.
На все эти процедуры нужно время, у меня бы ушло дня 2-3 минимум, так как ежедневно не могу выделить более пары часов. Да и мотовездеход во время этих процедур просто простаивал бы, а я привык к вечерним покатушкам по ближайшим полям с собакой. Вот и получается - быстрее и проще было использовать то,что оказалось под рукой, без глобальных переделок.
После всех доработок прошло уже пара месяцев, все модификации обкатаны и проверенны бездорожьем. Мне они нравятся и возвращать мотовездеход к исходному состоянию я не планирую!
Если у вас появились мысли о том, как можно было упросить переделки - пишите их в комментариях. Хороших поездок по бездорожью!
С уважением, Константин.