Кри-кри - самолет из 2-х бензопил
Кри-Кри - самый маленький 2-х моторный самолет
Знакомьтесь, это Кри-Кри - самый маленький 2-х моторный самолет разработанный под использование
В России Кри-Кри относится к Сверхлегким Летательным Аппаратам и не требует сертификации и получения разрешения на полет.
Вы наверняка видели этот самолет в фильме Джеки Чана "Доспехи бога", в первой сцене он, стащив меч, улетает на самолете Кри-Кри от племени туземцев.
Самолет Кри-Кри разработан французским инженером Мишельем Коломбаном, его постройка была начата в 1972 году в гараже конструктора. 1200 часов работы и небольшой двухмоторный самолет был готов!
Первый полет прототипа МК-10 "Кри-Кри" (F-WTXJ) состоялся 19 июля 1973 года. Самолет был оснащен двумя двигателями мощностью 9 л.с. от бензопил, он легко выполнял выполнялись различные фигуры пилотажа: бочки, иммельманы, виражи и перевёрнутые полеты с максимальной перегрузкой +4g.
Сертификация и доработки заняли несколько лет.
В США самолет стал популярен после демонстрации на на слете любительских конструкций в город Ошкош. Там он был представлен под именем "Cricri" ("Кри-Кри" - "Сверчок") и завоевали призы зрительских симпатий и пилотажных полетов.
C 1983 по 1998 год в США на фирме "Zenair" было развернуто производство конструктора для сборки сверх малого и легкого самолета Кри-Кри. В сборе самолёт весил всего 63 килограмма. На серийные аппараты шли с двигателями от снегоуборщиков, каждый из которых обладал мощностью в 15 л.с.
Новые двигатели позволяли лететь на одном моторе, раньше, при аварии одно из двигателей приходилось экстренно искать место для посадки.
Энтузиасты легкомоторной авиации очень полюбили этот самолет, он был неприхотлив, занимал мало места, консоли крыла снимались и устанавливались за несколько минут, а на взлетное поле его можно было привезти на обычном прицепе.
Кстати, в Германии на соревнованиях авиа моделей произошло забавный случай с этим самолетом. Естественно все что произошло было заранее спланировано.
По скольку самолет Кри-Кри больше похож на авиа модель, чем на полноценный самолет, то одному из "зрителей" предложили прокатиться на "модели", он согласился!
Человека на глазах у всех усадили в кабину, пилот на земле взял пульт дистанционного управления и начал "выводить модель" на старт. Благополучно взлетел, сделал пару кругов над аэродромом и тут началась паника, "пилот" заявил что потерял управление над моделью а там ведь человек!
Пока он пытался "восстановить связь" самолет скрылся из глаз. Представьте состояние публики на глазах которой разыгралась "трагедия"! Но как вы уже догадались, все закончилось благополучно.
Приборная панель самолета Кри-Кри
Самолет Кри-Кри в современном мире
Не смотря на то, что самолет можно считать "старичком", энтузиасты продолжают его совершенствовать.
На видео выше полет самолета Кри-Кри с турбинами для радиоуправляемых авиамоделей. Две турбины выдают достаточно тяги, что бы летать ничем себя не ограничивая.
Электро версия самолета - отлично летает и разгоняется до 262 км/ч.
В совместной работе фирм EADS Innovation Works, Aero Composites Saintonge и Green Cri-Cri был разработан 4-х моторный электровариант Кри-Кри.
4-х моторный вариант самолета Кри-Кри с электродвигателями
На пилонах установлены по 2 электродвигателя с разнонаправленным вращением пропеллеров. Плюсом является высокая надежность, минусом - время полета около 30 минут.
Как стать владельцем самолета Кри-Кри
В России очень неблагоприятная обстановка для владельцев частной авиации, требуются сертификаты на самолет, обслуживание сертифицированным механиком, на каждый полет надо получить разрешение - все это очень затратно как по деньгам, так и по времени.
Но Кри-Кри относится к СЛА, то есть, с точки зрения закона, между ним, парапланом и дельталетом нет разницы.
Перевозка самолета Кри-кри на багажнике автомобиля
Вы можете купить самолет или собрать его в своем гараже и взлетать с любого луга рядом со своей дачей. Полеты в контролируемой авиадиспетчерами зоне G - придется согласовывать (фактически звонить и ставить в известность, что вы собираетесь лететь из одного пункта в другой), а там где диспетчерская зона проходит выше 200 метров и нет поблизости аэродромов - вполне можно летать и без уведомлений.
На мотодельталетах и парапланах с мотором именно так и летают.
Так что остается только стать владельцем самолета.
Вот несколько способов:
1. Самый простой способ, он же самый рисковый - купить подержанный самолет.
В России найти подобное предложение о продаже почти невозможно, поэтому, ваш путь лежит на англоязычные сайты. На момент написания статьи стоимость забугорного “Сверчка” составляла от 7 до 10 тысяч евро. Хотя, возможно цена и упадет в ближайшее время в связи с потэпидемическим кризесом.
Основная проблема износ двигателей. Более половины всех аварий Кри-Кри происходят из-за отказа моторов, поэтому их выбору и обслуживанию отводится особое внимание. Наиболее предпочтительными вариантами покупки может быть “Cricket” - так назывались модели, произведенные фирмой "Zenair".
Брать дешевый вариант "гаражной сборки" не рекомендуется вообще!
Продажа новых самолетов Кри-Кри
2. Второй способ - приобрести новый самолет у одного из сборщиков.
Найти на территории России хотя бы одного официального сборщика самолетов Коломбана так и не удалось.
Однако, есть несколько компаний, которые производят “аналоги” - то есть самолеты, внешне похожие на Кри-Кри, но отличающиеся по технологии производства. Самое популярное отступление от канона - материалы фюзеляжа. В оригинальной версии самолет почти весь металлический, “оптимизаторы” же предпочитают использовать дерево или композитные материалы.
3. Наконец, самый надежный и официальный способ - связаться с Мишелем Коломбаном, купить чертежи и собрать самолет самостоятельно.
Чертежи самолета Кри-Кри
Стоимость комплекта чертежей варьируется от 500 до 700 евро и зависит лишь от настроения самого конструктора. Чертежи очень подробные, большая часть из них выполнена в масштабе 1:1. К чертежам прилагается инструкция с которой, по словам Коломбана, сможет разобраться любой, кто хоть когда-то открывал капот автомобиля. Впрочем, помимо бумаг, покупатель получит бесценную возможность пообщаться с самим концептором, задать ему интересующие вопросы и получить рекомендации по использованию, например, тех же двигателей.
Для тех, кто надумает собирать самолет самостоятельно, стоит написать письмо или отправить факс Мишелю Коломбану:
Michel Colomban
37 Bis Rue La Kanol
92500 Rueil Malmaison, France
Fax: 0033 147 51 8876
Всем самодельных самолетов! С уважением, Константин.