Лодка из досок своими руками
Я застал те времена, когда на сибирской реке самодельных лодок из досок было больше чем металлических "казанок" и прочих покупных плавательных средств.
Технология изготовления лодки из досок очень простая и доступная каждому, но требуется основательный подход и навыки работы с древесиной. Я постараюсь не использовать специальных терминов, как из судостроения, так и деревообработки. Статья носит обзорный характер, в конце статьи вы найдете несколько видео о постройке самодельных лодок из досок по этой методике.
Самое главное в постройке - это подобрать хорошие доски. Доски не должны иметь сучков и должны быть высушены. На строительных рынках продается свеженапиленная древесина, ее необходимо продержать хотя бы месяц в проветриваемом помещении или летом в штабеле укрытой от дождя. В основном минимальная толщина доски 25 мм, для небольшой лодки это многовато. Если есть возможность поискать или договориться на пилораме, то лучше взять доску 300х20. Можно, конечно, делать и из распространенной 25-ой доски, но лодка будет тяжеловата. Оптимальная толщина доски для изготовления самодельной лодки 16-20 мм.
Можно приобрести половую доску, она бывает 18-20 мм толщиной и гладкой нижней поверхностью, при этом боковины половой доски шпунтованные, что очень хорошо для склейки досок между собой.
Так как имеющейся в продаже ширины доски не хватает на ширину днища и высоту бортов, то доски склеиваются на ПВА. При этом используются деревянные или металлические шплинты, в самом простом случае это просто гвозди с обкусанными шляпками.
На фото можно видеть железный шплинт примерно по середине фотографии. Задача шплинтов удерживать половины досок на момент склеивания. Это самый простой способ, можно использовать длинный верстак и струбцины удерживающие доски в процессе склейки, но мало у кого найдется такое количество струбцин (ставить через каждые 30 см), кроме тех, кто занимается столярными работами и клеит сам доски в массив дерева.
ПВА брать именно столярный, для дерева. Есть дешевый для отделочных работ, он не подойдет, тк склеивает дерево очень слабо.
Сборка начинается с носа самодельной лодки, склеенные в массив доски закрепляются бруску 50х50 с подрезанной на треугольник одной стороной.
По хорошему, для долговечности, все соединения должны делаться на ПВА и гвозди. Притянуть можно парой шурупов, а для соединения использовать именно гвозди. Шурупы хорошо держат, но имеют свойство под знакопеременной нагрузкой (а у лодки будет именно такая) самостоятельно выкручиваться.
В верхней части борта ставится распорка и производится крепление кормы.
В задней части может использоваться как транец для крепления мотора, так и такой же треугольник, как и в носовой части.
Затем лодка переворачивается и закрепляется шпангоут к которому будет крепится дно самодельной лодки. Шпангоут образуют ребра жесткости и задает форму вашей будущей лодки.
Дно может быть как плоским, так и иметь небольшую выпуклость. На мой взгляд, лучше делать плоское дно и прикрепить невысокий киль по центру от середины, до заднего края.
Щит дна накладывается и обрисовывается с припуском (проще всего положить, обрисовать прижав карандаш к борту, перевернуть).
Дно вырезается по нарисованной линии, припуск нужен на случай - если где то дрогнет рука или неточно обрисовали, к тому же пилить легче всего по центру линии, а любая пила пилит на толщину диска (или пильного полотна) плюс пара миллиметров.
Дно вклеивается на ПВА и фиксируется шурупами/гвоздями.
После полимеризации клея начинается обработка - дно выравнивается с бортами с помощью электрорубанка или болгарки с лепестковым диском.
На нос (и корму если это не транец) крепится трус доработанный до треугольника.
На нос и корму изготавливаются треугольные секции, при необходимости борта лодки подрезаются, обычно борта у носа и кормы лодки выше чем в середине.
Далее производится шлифовка, шпаклевка всех гвоздей/шурупов, мест соединения деталей лодки и повторная шлифовка. Шпаклевки необходимо использовать на базе эпоксидной смолы.
Изготавливаются съемные сидения. В данном случае делается два таких сидения, в носовой и кормовой части.
Сидение представляет собой набор из реек подогнанных по размерам к внутреннему пространству лодки.
Далее выполняется тщательная грунтовка эпоксидной смолой с наполнителем.
В качестве наполнителя хорошо зарекомендовала себя стеклосфера, тальк, мука, мелкие опилки из под пилы. Задача - закрыть все щели и поры дерева, что бы лодка не набирала влагу во время эксплуатации.
Лодка покрывается полностью, изнутри и снаружи.
После застывания эпоксидки производится шлифовка. Внешнюю часть дна и бортов оптимально покрыть в два слоя с промежуточной шлифовкой. Первый слой по большей части впитается в дерево, второй слой создает прочную "скорлупу" предохраняющую дерево от повреждений и влаги. Это если ходите, что бы лодка вам долго служила. Я видел и лодки покрытые просто олифой с последующей покраской масляной краской, но такую лодку раз в 2-3 года надо обслуживать - снимать старую краску, заново крыть горячей олифоу и снова красить.
Гораздо проще заморочиться на этапе изготовления и потом не испытывать проблем при эксплуатации.
Фактически работы по изготовлению самодельной лодки окончены, остается только произвести окраску. Красить можно как компрессором, так и валиком/кисточкой, тут все по желанию!
Краски выбирайте совместимые с эпоксидным клеем, тогда они не будут отслаиваться. Не забудьте перед окраской промыть всю окрашиваемую поверхность от пыли и обезжирить!
Самодельная лодка из досок готова к испытаниям на воде!
Вес такой лодки получается в районе 25-35 килограмм, тут все зависит от толщины досок которые вы взяли для изготовления.
Стоит учитывать и то, что в данном случае лодка из досок изготавливалась под двойное весло, если планируется хождение под двумя веслами, то необходимо делать бортик вдоль внешнего верхнего края борта (планширь) и ставить дополнительный брусок под уключины.
Такие небольшие самодельные лодки хороши на спокойной воде. Не лишним будет вклеить куски пенопласта в кос и корму для обеспечения непотопляемости лодки вместе с парой пассажиров.
Посмотрите видео про изготовление этой самодельной лодки из досок и ее поведении на воде.
Размеры самодельных лодок могут быть разные, можно легко изготовить и более большую лодку.
Как сделать большую самодельную лодку из досок.
А вот вариант самодельной лодки из досок и фанеры.
Как по мне, для изготовления лодок большого размера, фанерно-деревянная технология более прогрессивна, чем просто сделать лодку из досок.
Если технология изготовления самодельной лодки вам кажется сложноватой, то вы вседа можете приобрести надувную лодку. Посмотрите варианты представленные в интернет магазинах вашего города на виджете ниже.
Надувная лодка имеет небольшие размеры в транспортировочном состоянии, легкая и не занимает много места при хранении.
Всем семь футов под килем! С уважением, Константин.