Лодка из пластиковых бочек
В России строительство самодельных лодок из пластиковых бочек не распространено. На просторах рунета встречаются передернутые друг у друга статьи с китайского канала, где китаец сначала делает сварной каркас из металлической полосы 20х4, а потом обшивает его пластиком от разрезанных бочек или канистр. В результате получается весьма трудоемкая, тяжелая конструкция, стоимость которой очень велика.
Вот и считается, что лодки из бочек - это просто курьез. На самом деле, пластик от бочек - это отличный материал! В отличии от фанеры он может легко гнуться, особенно если его разогреть строительным феном, не требует покрытия стеклотканью, окраски, пропитки и прочих работ, без которых лодка, каяк или байдарка из фанеры будут впитывать воду и гнить.
К тому же, пластик от бочек достаточно легок и переносить такую лодку, грузить ее на багажник автомобиля, спускать на воду можно даже в одиночку.
Вот пример такой самодельной лодки из пластиковых бочек рассчитанной на 3-4х человек.
Давайте посмотрим, как делают лодки из пластиковых бочек более продвинутые ребята.
Обычно лодки из бочек делают грузоподъемными, это действительно рабочая лошадка из подручных материалов, а не игрушка для плавания по речкам и озерам, поэтому в ход идет минимум 3 (обычно 4) бочки.
Бочки можно купить БУ по объявлениям на Авито, обычно их продают по 500-800 рублей за бочку на 225 литров.
Для изготовления лодки для одиночного плавания потребуется минимум полторы бочки, с одной не выйдет, так как с одной бочки лодка получится длиной 2 метра, а для нормального плавания нужно хотя бы 2.5-3 метра.
Шпангоут изготавливается из доски толщиной 50 мм, можно взять уже готовый брусок 50х50 мм.
Бруски соединяются между собой гвоздями и дополнительно усиливаются накладками из обрезков пластика бочки. Все работы выполняются гвоздями! Шурупы плохо работают на изгиб, они просто ломаются! Гвозди хорошо держат изгиб. Лучше использовать витые гвозди (американка) или с "елочкой" препятствующей извлечению (кудрявые гвозди).
Но в том же Пакистане и Индии вполне себе собирают самодельные лодки из пластиковых бочек и с помощью обычных гвоздей.
Нижние углы стачиваются так, что бы не было острого угла, тогда пластик обшивки ляжет очень ровно, а это - важно.
На фото выше - типичные размеры для изготовления лодки с высоким (40 см) бортом. К шпангоуту натягивают резиновые ленты, резина берется от старых автомобильных камер.Закрепляется только сверху, по внутреннему краю.
Бочки разрезаются. Резать можно обычным ручным электролобзиком, он хорошо берет пластик бочки. Если используется бочка на 225 литов и делается лодка для одного человека - то режется пополам.
Резина нужна что бы предотвратить протечки между пластиком обшивки и шпангоутом. В оригинальной технологии пластик прибивается к резине гвоздями длиной 45 мм. При изготовлении я бы дополнительно использовал силиконовый герметик между резиной и пластиком.
Прибивание идет с расстоянием 3 сантиметра между гвоздями. Левая и правая часть обшивки прибивается в разнобой (зигзагом), Это позволяет более крепко гвоздям держаться в шпангоуте и не расколоть его.
Как видите - технология очень примитивная и легко поддается воспроизведению в домашне-гаражных условиях. Любой может взять с деть лодку из пластиковых бочек своими руками.
В России самодельщики лодок более склонны к СиС (Сшей и Склей) технологии, когда фанерные части стягиваются друг с другом проволокой или стяжками, потом места соединения проклеиваются полосками стеклоткани на эпоксидке, стяжки/проволока удаляются, делается шлифовка стыков и повторная проклейка швов изнутри и снаружи, затем начинается оклейка стеклотканью: пара-тройка слоев снаружи и 1-2 изнутри, затем следует шлифовка и окраска.
Технология достаточно муторная, для работы с эпоксидкой нужна вытяжка, даже если стараться делать максимально быстро, то на постройку уйдет минимум пара недель.
Сделать лодку из бочек своими руками можно фактически за один день!
Если задняя часть зачастую изготавливается из готовой половинки бочки, то с передней сложнее, для начала по верху прибивается брусок 20х50. В лодкостроении он называется привальный брус.
У носа привальный брус стягивается веревками и начинается непростая работа подгонки куска бочки.
Задача состоит в том, что бы уложить цельный кусок так, что бы единый лист шел на сужение. К сожалению, я не нашел готовых выкроек для вырезания из бочек. В основном все делают "на глаз" и подрезают торчащее сверху.
Нос дополнительно зашивается отрезком, в носу ставится шпангоут из цельной доски.
На привальный брус крепится второй брусок и устанавливаются скамьи. Скамейки - это просто ошкуренная доска. Минимализм и функциональность при изготовлении таких лодок стоят во главе угла.
Нос зашивается накладкой из обрезков бочки сверху.
Деревянные детали пропитываются подогретым маслом и лодка готова к плаванию.
Не смотря на кажущуюся нелепость технологии (отсутствие продольного набора - стрингеров на полу и бортах, прибивание гвоздями пластика к шпангоутам через резинку), это работает и на таки лодках отлично плавают.
Испытание самодельной лодки.
Из минусов таких самодельных лодок можно отметить то, что они, так же как и каное, неустойчивы по крену. Если вы будете делать подобную самодельную лодку из пластиковых бочек, то не лишним будет сделать ее плавучей в любом состоянии.
Для этого в нос, корму и под сидушки вклеиваются вырезанные из плотного пенопласта (пеноплекс, экструдированный полистирол) куски. Этот пенопласт сделает лодку просто непотопляемой.
Варианты самодельных лодок из бочек ограничиваются только вашей фантазией. На фото ниже - небольшая лодка для одного человека. Технология сборки та же, только привальный брус одиночный и установлены два стрингера в центральной части лодки.
Не смотря на неказистось - вполне себе плавательное средство.
Поплавать по небольшой реке или озеру такой лодочки вполне хватит.
А вот - классический вариант самодельной лодки из бочек.
Вы можете посмотреть видео постройки этой самодельной лодки из пластиковых бочек ниже.
Думаете - по такой технологии можно только небольшие лодочки делать? Нет! Ниже - изготовление моторного катера из бочек, технология та же - пластик от бочек, дерево и гвозди.
Готовый вариант катера. Стоит учесть, что при нагревании строительным феном, пластику от бочки можно придавать любую форму.
Двигатель, руль, массивный продольный и поперечный набор, лодка имеет киль идущий снаружи обшивки. Это уже настоящее судостроение, а не поделка для плавания около берега.
Как видите, из пластиковых бочек можно строить и катера достаточно приличного размера.
Вот еще одна самодельная моторная лодка из пластиковых бочек с двигателем ЛиФан.
Думаете - изготовление пластиковых лодок из бочек это удел одиночек? Нет, кое-где это поставлено на поточное производство, оцените инструменты, которыми изготавливают такие лодки.
Подводя итог.
Как видите - технология вполне рабочая и гораздо менее затратная по времени и усилиям, чем изготовление лодок из фанеры. Если у вас есть мнения или замечания по предложенной технологии - пишите в комментариях к статье.
Всем легких лодок! С уважением, Константин.