В этой статье речь пойдет про изготовление самодельного мотобуксировщика, его еще называют мотособака или мототолкач.
Чертежи рамы мотобуксировщика и узлов для сборки смотрите в конце статьи.
Мотобуксировщик это самое простое транспортное средство которое можно построить своими руками. Фактически, мотособака - это прямоугольная рама на которой установлен двигатель, катки и гусеница. Передача вращения с двигателя на гусеницу осуществляется с помощью цепи и звездочек. Так же ставится понижающий редуктор с автоматическим сцеплением или вариатор. Любые другие транспортные средства: мотосамокаты, мотовездеходы, трициклы, багги и тд требуют гораздо большего умения, оборудования и вложений.
Стоит учитывать и то, что все оборудование, кроме двигателя, для мотобуксировщика производится в России. Это происходит только потому, что в Китае мотобуксировщиками никто не занимается.
Мотобуксировщики, мотособаки и тд вообще пользуются популярностью только в России. А все потому, что население у нас нищее! Если американцу, канадцу или скандинаву потребуется техника для зимних поездок, то он просто купит снегоход. Для транспортировки снегохода там же прикупит прицеп и это обойдется ему в одну-две месячных зарплаты. У нас, на тот же снегоход, придется копить минимум год, а то и больше. В категорию "одна-две зарплаты" попадают только мотособаки.
Китайцы же делают минимум миллионными тиражами и организовывать производство для изготовления 50-100 тысяч мотособак, которые в России будут продаваться лет 10, никто не видит в Китае смысла.
Отечественные производители, в условиях отсутствия конкуренции, цены на мотособаки гнут неимоверно, хотя конструкция простая и сделать мотобуксировщик может практически любой в обычном гараже.
Посмотрите чертеж рамы мотобуксировщика на картинке ниже.
Как видите - все очень просто!
Используется профтруба 20х40 с толщиной стенки 2 мм, ней привариваются пластины (толщина 4 мм) под катки и валы. Вот, собственно и вся конструкция, на которую крепится закупленное оборудование.
Оборудование, которое потребуется для сборки мотособаки своими руками можно посмотреть на фото ниже.
Обратите внимание - ведущий вал длиннее! Так как на нем крепится ведомая звезда цепного привода гусеницы.
Если вы решили сделать мотобуксировщик своими руками, то знайте - самая дорогая вещь в нем это резиновая гусеница! Даже мотор стоит дешевле.
По итогу эксплуатации мотособаки сделанной своими руками выяснилось, что 2 пружины на катки - слишком мягко, если использовать самоделку в режиме мототолкача. Лучше брать с 3 или 4 пружинами. 2-х пружинные годятся только для поездок по ровной местности на не нагруженном мотобуксировщике.
Как уже писал, чертеж мотособаки можно скачать по ссылке в конце статьи. По чертежу нарезаются детали. Устанавливать и приваривать пластины лучше после получения всех заказанных деталей.
К сожалению, российское производство - это не китайское! Размеры у российских производителей временами "пляшут", так что разметку и сварку лучше производить по факту.
Мотособака своими руками и чертежи с точностью до одного миллиметра - это не реальное в российских условиях.
На фото выше вы можете видеть 90% работы по сборке мотобуксировщика своими руками. Не так уж и сложно, не правда ли?
В передней части рамы вваривается бампер, за который удобно вытаскивать самодельный мотобуксировщик, если он застрянет в глубоком снегу.
Когда модуль для мотобуксировщика своими руками сделан, то начинаются работы по установки силового агрегата.
Если будет использоваться мотор используется 6.8-8 лс, то можно взять LiFan или его аналог с редуктором и автоматическим сцеплением в масляной ванне.
При использовании мотора 15-18 лс необходима установка вариатора. Зачастую приобретается готовый трансмиссионный комплект для установки на мотобуксировщики, мотособаки и тд. В комплект входит вариатор "Сафари", одно опорный кронштейн и ремень "RUBENA".
Стоит упомянуть и то, что если самодельная мотособака будет только тянуть сани, то необходимо сдвигать двигатель максимально вперед. Объяснение этому писал в статье Обзор мотобуксировщика Мухтар 7 мини, кому интересно - посмотрите.
В данном случае, самодельный мотобуксировщик будет использоваться по большей части в качеств мототолкача, поэтому, двигатель сдвигается к центру, а вариатор устанавливается спереди.
Когда силовые агрегаты заняли свое место и проверены в работе, то начинается изготовление корпуса под обшивку мотобуксировщика. Обшивка может быть выполнена из оцинкованного листа, коропласта, фанеры и тд.
Если вы выбрали мотор с катушкой освещения, то не лишним будет установка светодиодных фар.
Кстати, при выборе мотора обратите внимание на то, что бы на нем был установлен электромотор автозапуска. При температуре -15 и ниже, завести двигатель ручным стартером очень сложно! Приходится долго дергать стартерный шнур, снимать корпус воздушного фильтра, что бы брызнуть в карбюратор "Быстрый старт" и тд.
Если вы приехали на мотособаке на зимнюю рыбалку, а к вечеру резко похолодало, то заводить выстывший двигатель будет мало приятного. Электрический стартер легко заведет стылое двигло покрутив его секунд 15-20. Это из личного опыта!
Рулевой модуль мототолкача делается из корыта рыбака. Для прочности корыто обвязывается профтрубой по периметру. Используется профтруба 15х15 На но крепятся склизы из ПНД пластика (можно разрезать пополам ПНД трубу и распрямить ее строительным феном).
Крепление рулевого модуля производится к центру мототолкача, таким образом, нагрузка будет оптимально распределяться по всей гусенице.
Сани для мотособаки так же делаются своими руками, схема та же. что и у рулевого модуля - обвязка профтрубой и закрепление склизов.