Мотосани
Мотосани ведут свое происхождение от финских саней. Финские сани - это две длинные лыжи с установленной на них конструкцией перевоза груза или сидения и возможностью передвигаться стоя одной ногой на лыже, а другой - толкаясь от снега. Принцип езды очень похож на езду на самокате.
На мой взгляд - эти сани так же похожи на сани собачьей упряжки, только без собак.
На фото выше - типичный рыбак на финских санях самокатит к месту рыбалки.
Такие сани удобны на жестком насте который образуется на больших озерах или реках. Еще на заснеженных равнинах. Нагрузка при движении небольшая, груза можно везти много, а скорость достигает 15-20 км/ч.
Мотосани имеют ту же конструкцию, только к саням закреплен легкий мотор с колесом. Мотор имеет подвесную или съемную конструкцию. Это важно! Так как в случае если мотор перестал работать, его можно поднять или снять и закрепить спереди и самокатить к дому не особо напрягаясь.
От снегокатов с мотором мотосани отличаются возможностью поднять или снять и закрепить мотор спереди и шуровать к дому самокатным ходом. Снегокат же, придется (со всем грузом рыбалки включая пойманную рыбу)тащить за собой на веревке пешком, что зимой не только малоприятно, но и чревато обморожениями.
Зачастую, в связи постоянным обнищанием населения, рыбаки предпочитают купить мотосани бу или сделать самостоятельно. Цены на новые мотосани просто нереально большие, если учесть простоту их конструкции.
Я, в первый раз прочитал о мотосанях в журнале Моделист Конструктор.
Там предлагалось делать их из мопедов, но народ в СССР все же предпочитал строить мотосани из бензопилы урал, ее проще было достать в те времена, да и стоила бензопила дешевле.
Сейчас, по большей части, самодельщики и производители пришли к конструкции мотосаней показанной на фото ниже. Используется мотор от бензокосы (все равно простаивает зимой) и профтруба для изготовления рамы.
Моторизированные финские сани фото.
Кроме мотора потребуется понижающий редуктор, звездочка и цепь. Без редуктора колесо будет иметь слишком большие обороты и будет не толкать мотосани, а проскальзывать.
В российских магазинах редукторов для моторов бензокосы я не встречал, но они продаются на АлиЭкспресс, так же ак же как и звездочка с цепью.
Редуктор имеет свой колокол сцепления, поэтому - просто откручиваем мотор от бензотриммера, прикручиваем к редуктору - вот и все перестановки.
Самодельные мотосани для зимней рыбалки чаще всего делают из старых горных лыж. Горные лыжи имеют пластиковое покрытие, металлический П-образный профиль и стержень для жесткости лыжи. Они прочные и хорошо скользят, что очень удобно для использования на мотосанях.
Конечно. бывают и весьма экзотические конструкции мотосаней.
На фото выше мощный мотор с тащащим колесом установлен на мотосани для зимней рыбалки, цена поломки двигателя может стать слишком высокой! Придется бросать их и двигаться к дому пешком, что бы не замерзнуть на льду ночью.
Впрочем, тянущее колесо может быть и подъемным, но теряется возможность везти груз и использовать мотосани как сидение рыбака во время рыбалки.
Снегоходы мотосани, так можно назвать конструкцию выше. Прогуляться по лыжне рядом с городом такие вполне позволят.
Мотосани своими руками из бензопилы сейчас делают редко. Гораздо дешевле использовать мотор от бензокосы, о чем я писал выше.
Кстати, если будете делать их сами, то учите - для преодолевания пригорков и наметов снега, лыжный модуль должен иметь хорошую степень подвижности по вертикали.
Вообще, кто то покупает готовые мотосани супермур, а кто то предпочитает сделать все самостоятельно, включая колесо с грунтозацепами из уголка.
А вот не имеющим гаража, болгарки и сварки сейчас проще мотосани купить, чем строить их самостоятельно.
К тому же всегда можно договориться и на покупку мотосаней без мотора. Все моторы бензотриммеров имеют одинаковые посадочные размеры и одно и то же центробежное сцепление.
Мотосани для рыбалки очень удобны - посмотрите на фотографию ниже, рыбак отлично устроился в ожидании поклевки.
Строить мотосани для зимней рыбалки лучше начинать по лету или осени. Не даром есть пословица про телегу и сани - если не знаете ее, то поищите в интернете.
Среди самодельщиков пользуются популярностью мотосани богатырева, но, на мой взгляд, их конструкция ничем не отличается от обычных самодельных мотосаней. Точнее сказать - у нее нет ярковыраженных преимуществ.
Сделать мотосани своими руками очень просто, зачастую, если ездить только по льду с тонким слоем снега, самодельщики отказываются даже от лыж, ставят просто трубы или уголки.
Мотор с редуктором, цепь, большая шестерня (смотрите ссылки в статье выше) и пара колес от тачек - что может быть проще? Что выберете вы - купить зимние мотосани в магазине или построить их самостоятельно?
Тем не менее, многие предпочитают зайти на Авито, поискать мотосани богатырева, купить бу вариант и тем самым оплатить труд самодельщиков, позволив им разработать и сделать более новые и интересные варианты финских саней с мотором.
Тем более что цена на такие самоделки не слишком то и высокая.
Если задаться целью стандаритизировать данные агрегаты, то работа, можно сказать будет проделана впустую, те же мотосани термит ничем не отличаются от мотосаней муравей.
Вы хотите мотосани муравей купить, а о том, что реально купили термит можно понять только по надписи на ценнике в магазине.
По этому я и призываю к изготовлению самоделки, на мотосани двигатель можно ставить практически любой, вариант из старой бензопилы на фотографии выше ничем не хуже, чем более часто встречающийся вариант из двигателя кустореза-бензокосы.
Хотя чаще бензопилу переделывают в самодельные снегоходы.
Мотосани для зимней рыбалки своими руками можно делать какие угодно!
Можно использовать деревянные бруски или старый велосипед.
Алюминиевые трубы или уголок.
Самодельные финские мотосани можно сделать и из остатков старого мотоцикла.
Подобные снегоходы-мотосани весьма часто встречаются на форумах самодельщиков.
Любой кто освоил сварочный аппарат можнт сделать мотосани своими руками из бензопилы или мотора от триммера.
Для улучшения сцепления со снегом можно поставить на мотосани супермур двойное колесо от мотоблока. Мотосани самоделки на колесах спарках удобны, колеса идут по следу лыж, уже по по накатанному и уплотненному снегу, меньше проваливаются и меньше проскальзывают.
Или сделать гусеничный привод, мотосани богатырева для зимней рыбалки просто курят в стороне по проходимости с такой самоделкой.
Не смотря на кажущуюся сложность - это очень простая конструкция.
Но если вы в в первый раз задумались о том, как сделать мотосани, то делайте именно простую конструкцию.
Используйте мотор триммера для мотосаней и редуктор к нему.
Если у вас преимущественно лед - не забудьте зашиповать заднее колесо.
Вообще, колесо для мотосаней должно быть легким. Наиболее хорошо подходит от тачки. Можно взять полиуритановое и вкрутить в него болты-саморезы для крепления профлиста, получатся отличные шипы для зимних поездок по льду.
Для того, что бы сделать мотосани из бензопилы урал своими руками, лучше всего сначала прикинуть конструкцию - как поставить двигатель, горизонтально или вертикально.
Вот если собираете мотосани из триммера своими руками, то тут однозначно лидирует вертикальная установка двигателя.
Но в принципе, финские сани с приводом можно делать из чего угодно, на фото ниже - мотовездеходы, у которых руль заменен на лыжную конструкцию.
Так же и не проблема финские сани купить в готовом варианте. Ниже на фото варианты которые имеются в продаже в магазинах.
Такие финские сани с мотором легко найти на сайтах производителей.
А так же, к примеру на финском заливе, существует и прокат финских саней с повременной оплатой.
На "финке" сани с мотором стали практически стандартом для рыбаков. Дешево, бюджетно и уловисто!
Сани для рыбалки в более заснеженных местах делают иной раз с применением моторов Лифан 6.8 лс и колеса от автомобиля.
Такие сани для зимней рыбалки имеют больший вес и используются именно как снегоход. Бить ногой в самокатномрежиме на них уже не выйдет.
В условиях Сибири рыболовные сани для зимней рыбалки ориентирую в первую очередь на массу перевозимого груза.
Выезжают компанией и если какие то мотосани закапризничают и не заведутся, то их просто берут на буксир.
Так же без проблем можно мотосани купить под возможность переделки летом под установку спереди руля с колесом.
Зимой это будут мотосани для рыбалки, а летом - внедорожный мопед (тк двигатель 49 кубиков) не требующий регистрации и с возможностью езды по дорогам.
Покупные мотосани богатырева такого удовольствия не доставят, они только зимний вариант.
Присмотритесь к фотографиям повнимательнее, все сделано из профтрубы! Такие мотосани своими руками займет неделю по вечерам в гараже.
Реально - конструкция очень простая!
Для изготовления фактически нужна болгарка, сварка и свободное время.
Лыжи можно купить бу на авито, как уже писал выше - берите горный варинат.
Даже с хилым моторчиком от безокосы мотосани могут тащить за собой сани рыбака с принадлежностями для рыбалки.
Можно сделать и финские сани из мотобура - при езде это движетель, а после остановки мотобур отсоединяется и служит по назначению - им бурятся лунки для рыбалки.
Чем более снежная у час зима - тем больший диаметр колеса требуется для проезда по снегу.
мотосани двигатель
Мотосани для зимней рыбалки своими руками могут использовать и лыжи от снегохода. Это дороже, но в случае поездок по глубокому снегу - практичнее.
А если снега мало и поверхность ледяная - то сгодятся и детские маленькие пластиковые лыжики.
Финские мотосани - каждому рыбаку для зимней рыбалки! С уважением, Константин.