Веломоторы и мотовелосипеды
Я достаточно давно знаком как с ДВС техникой так и с электро. В детстве был мопед ЗиФ 77, потом долгое время педалил на велосипедах без мотора.
Сейчас у меня два мощных электросамоката Kugoo M4, мотовездеход, легкий эндурик. Ко всему этому я планирую добавить мотовелосипед на базе старого велосипеда Урал. Он уже приобретен и потихоньку подвергается реставрации.
Вид планируется как на фотографии ниже.
На Урал я планирую установку веломотора F-80, а потому, собирал всю информацию по ним и размышлял - а накой мне он нужен и не проще ли было бы сделать электровелосипед.
Итак, веломоторы - это небольшие двигатели внутреннего сгорания, которые можно установить на велосипед. Ведут они свое родство от СССРовского Д6 который ставили на мопеды. С 2000х годов китайцы, выкупив чертежи и права на Д6, доработали старый советский двигатель, поставили нормальный карбюратор и зажигание. Вы моли встречать этот двигатель в бензотриммерах, легких бензопилах. На западе есть большая категория транспортных средств для детей - GoPed`ы, картинги, Dirty/Mini Bike на базе этого мотора. Но в этой статье поговорим именно о веломоторах китайского производства.
Веломотор 80, установленный на велосипед STELS NAVIGATOR GENT 300.
Основное отличие веломотора от других реализаций - наличие ручного (не центробежного) сцепления! Оно позволяет заводить веломотор просто тронувшись на велосипеде и отпустив сцепление. Так же, наличие ручного сцепления позволяет ехать просто "на педалях" отключив веломотор от цепи и вращения колеса.
Итак, основные мифы о веломоторах:
1. "Лучше купить электровелик или мотор-колесо, чем эту тарахтелку".
Основная проблема электротранспорта - зарядка аккумуляторов. Если их держать всегда в заряженном состоянии, то они быстрой выйдут из строя. Реально за год - другой потеряют половину своей емкости. По этому, надо к любой поездке готовиться заранее - ставить за 6 часов на зарядку, что весьма неудобно. Нет возможности просто взять и спонтанно скататься. Или - необходимо кататься каждый день, что так же ведет к деградации аккумулятора. А стоимость ходового аккумулятора ля электровелосипеда на сегодняшний день от 500$, что, зачастую составляет от 30 до 70% стоимости электровелосипеда.
ДВС установленный на велосипед требует просто проверить наличие топлива и долить, если его осталось мало. Согласитесь - такое действие на порядок проще!
1.1. Деньги, деньги.
Мотовелосипед.
Если кто то считает, что веломоторы покупают только бедные люди, у которых нет денег на электровелосипед, то он ошибается. Как правило, веломоторы в основном берут сельские жители, жители малых городов и те, кто отвез старый велосипед на дачу. Комплект самого популярного веломотора F80 (двигатель, бензобак, звезда, цепь, глушитель, установочная площадка и прочее) стоит около 12-15 тысяч рублей, кстати, еще недавно он стоил около 6-8 тысяч, но за инфляцию скажите спасибо СамиЗнаетеКому.
Если велосипед уже есть, как правило веломотор ставят на дорожные велосипеды с колесами 28" (велосипед типа "Урал" в советские времена), то установить его самостоятельно дело пары часов.
Велосипед с мотором позволяет официально ездить по дорогам общего пользования, на нем можно поехать в магазин, в лес за грибами или на рыбалку, причем он легко проедет и по тропинкам и можно перевести через грязь там, где автомобиль просто сядет. Нет такого места, куда нельзя было бы проехать на велосипеде с мотором.
При этом, отправляясь за 100 км можно взять с собой канистру в 5 литров и залить в бак по приезду. Веломотор бензин просто "нюхает", 2-3х литров бензина хватает на 100 км пути.
Сравните все это со стоимостью электровелосипедов, тем более, на сегодняшний день - средний электровелосипед стоит от 70 тр - для жителей обычной российской деревни это серьезные деньги. Электрическое мотор-колесо - от 40 тр. и с установкой надо будет очень серьезно повозиться. Ну и с дальностью, а так же отсутствием розетки на озере.
Комплект веломотора для установки на велосипед.
1.2. Условия применения
Велосипеды, на которые чаще всего устанавливают веломоторы - дорожники типа Урал с колесами 28", применяются в утилитарных целях для перемещений по обычным российским деревням и малым городам, проще говоря, по работе или по хозяйственным делам. Вспомните деревенского почтальона на таком велосипеде с большими колесами. Можно, конечно и на электровелосипеде за 70 тр. развозить почту по грязным грунтовкам в деревне, но, далеко не везде.
Да и цена топлива очень небольшая, если сравнивать с тем что аккумулятор на электровелосипеде придется менять через 3-4 года на новый.
1.3. Расходники
Многие считают, что заряжать аккумулятор электровелика дешевле, чем лить бензин и масло в ДВС. Но, даже если не учитывать то, что аккумулятору рано или поздно придет конец (а возможно и контроллеру), и замена будет стоить очень серьезных денег - аккумулятор "в сборе" в среднем 500$, если замена отдельных элементов - еще надо поискать в деревне мастера, который это грамотно сделает. Ремонт электровелосипеда требует квалификации.
Так вот, даже если не учитывать цену замены аккумулятора, то сравните стоимость веломотора и электровелосипеда, а потом прикиньте - сколько бензина можно купить на эту разницу в цене. На вскидку - около 1000-1200 литров! Напоминаю - расход у веломотора 2-3 литра на 100 км пути!
Итого получается, что бы оправдать цену электровелосипеда надо проехать на нем около 500 000 (пятьсот тысяч) километров!
Вы уверены, что проедете столько за время владения электровелосипедом?
Расходники ДВС - детали цилиндро-поршневой группы, стоят относительно недорого - например, цилиндр с поршнем и кольцами веломотора 80 стоит на сегодня 1250 руб., весь веломотор 80 в сборе (так сказать, "голый") стоит 5000 руб., карбюратор - 600 руб. Ремонт веломотора, например, замена поршня/цилиндра - работа доступная и для деревенского механика, да и, как правило, для хозяина велосипеда.
Причем - износ поршневой группы происходит примерно за 5 000 километров, если у вас, конечно, воздушный фильтр не порванный.
2. "Лить масло с бензином в двигатель - прошлый век".
велосипед с двс мотором
Каждое лето многие по прежнему достают триммеры и бензопилы с ДВС и льют в них масло с бензином. Да, и то и другое есть электрическое со шнуром и без шнура - на аккумуляторах, но опять же, до полного исчезновения дешевых 2х тактных двигателей в России еще очень далеко. Приготовить смесь масла с бензином - дело 5 минут. К тому же, есть 4х тактные веломоторы, куда надо лить просто бензин, но стоят они дороже, по размерам больше и поэтому не слишком популярны.
Велосипед STELS NAVIGATOR GENT 300 с установленным 4х тактным веломотором
3. "Их никто не покупает"
Спрос на веломоторы стабилен с 2000х годов, в России их продается десятки тысяч штук в год. Как уже писал выше - многие берут именно для дачного велосипеда. ДВС, в отличии от электровелика с аккумуляторами, можно оставить в неотапливаемом доме или гараже и за зиму, при морозах ниже -30 ему ничего не будет!
Ну и опять же удобство - завел и поехал! Не надо предварительно заряжать 6 и более часов.
Дачный велосипед с двс мотором.
4. "До первого гаишника"
Формально, электровелосипед так же как и велосипед с мотором требует прав для езды по дорогам общего пользования. По факту, любые права дают возможность ездить по дорогам на технике категории М (мопеды). При этом, в сельской дачной местности местности, да и малых городах, ГАИшников на дорогах практически нет, а тем где есть - относятся к данному транспорту весьма "лояльно".
5. "Наверное, еле тащится"
Велосипед с мотором ездит очень бодро. Имеет значение, конечно, нагрузка, вес наездника. Но в целом, для своих параметров, это очень резвый транспорт. Скорость по прямой достигает 45-50 км/ч. Если у вас многоскоростной велосипед, то, помогая педалями, можно ехать и 60-70 км/ч.
Однако, по большей части, езда со скоростью выше 35 км/ч уже некомфортна. К тому же, для скоростной езды требуется мотоэкипировка, на случай нештатной ситуации и падения. Это относится в любой версии моторизированного велосипеда - хоть ДВС, хоть электро.
Веломотор на велосипеде типа "Круизер"
6. "Китайское ..авно" (низкое качество).
Качество дешевого 2х тактного веломотора можно оценить на 4ку - это не самый качественный продукт, но вполне годный для того применения, для которого он предназначен, и за эту цену. Статистика - пара десятилетий использования. Любители могу заняться тюнингом - шлифовать впускное и выпускное отверстие, балансировать поршень с шатуном и тд.
Но по факту - работает из коробки и требует ремонта примерно после 5 000 километров.
Так же производятся специальные моторизированные велосипеды, рама которых ориентирована на установку веломотора.
Комплектный велосипед с двс мотором.
7. "Шумит, дымит, вибрирует"
Если сравнивать веломотор с другими всем известными 2х тактными устройствами - триммером или бензопилой, то, пожалуй, веломотор работает более комфортно. Да, 2х тактный двигатель дает и шум повыше, и вибрацию, а сгорание масла с бензином выдает из глушителя характерный выхлоп с дымком, но все это в пределах годного для обычного перемещения из точки А в точку Б.
Даунхил велосипед с веломотором.
8. Сложно установить
Чаще всего веломоторы устанавливают на дорожные велосипеды с колесами 28" типа "Урал". Например, на STELS NAVIGATOR GENT 300 его можно установить за час, без доработок. В интернете много примеров, как это сделать. На какие-либо другие велосипеды, не типа "Урал", скорее всего потребуются доработки, зачастую - эта доработка заключается в том, что бы изогнуть или сделать новый кронштейн крепящий двигатель к раме велосипеда.
9. "Д-6, Д-8 в моем детстве были лучше".
Это только кажется. Сам помню сколько было моторки с постоянной регулировкой зажигания на Д6. Сейчас в России веломоторы вообще не выпускаются! Чертежи и лицензия проданы в Китай, назад уже не отыграть.
Китайские версии моторов более надежные из за доработанного карбюратора и современной системы зажигания! Ее НЕ НАДО настраивать! Просто берешь и ездишь!
Многие считают, что постепенно веломоторов в России не станет вообще, как их нет, например, в самом Китае, по идее их должны вытеснить дешевые автомобили, мотоциклы и электрические двигатели. Только вот постоянное ухудшение качества жизни (с 2012 года), обнищание населения и растущие цены дают тенденцию обратного. Народ покупает веломоторы для того, что бы не тратить дорожающий бензин ездя на небольшие расстояния на автомобиле!
На фото ниже - грузовой трицикл с веломотором. Многие сельские жители предпочитают такой транспорт традиционному мотоциклу с коляской и автомобилю, по причине низкого расхода топлива.
Трицикл велосипед с веломотором.
10. "Лучше купить мопед/скутер"
Да, для кого-то это так, а для кого-то нет. Это слишком разные товары, для разных покупателей, веломотор в 20 раз дешевле, да и по конструкции он простой, как табуретка, починить можно на кухонном столе. К тому же, вместе с велосипедом он весит около 30 кг. Мопед/скутер стоит дорого, весит от 80 кг, и по конструкции он далеко не так прост, как веломотор, для починки нужен гараж и, зачастую, специальное оборудование.
Трицикл велосипед с веломотором.
Есть еще любители купить старый мопед, за 15-20 тысяч рублей. Только вот покатавшись на нем пару месяцев, приходят к решению заменить советский Д6 на современный китайский веломотор.
Старый мопед.
Причины я уже писал - на советском Д6 весьма похабный карбюратор и очень глючное зажигание. Да и весит мопед не мало. К тому же теряется возможность - отжать сцепление, поставить его на фиксатор и ехать на педалях.
Старенький велосипед с веломотором гораздо лучше мопеда!
Велосипед с мотором.
11. "У велосипеда - хлипкая рама и тонкие шины"!
Всегда можно взять велосипед с прочной рамой и толстыми шинами! Например - фетбайк. На фото ниже именно такой экземпляр с установленным веломотором.
Фетбайк с веломотором.
Фетбайк с ДВС двигателем сравним по своим возможностям с мопедом. Широкие шины позволяют ездить по песку и грязи, мотор позволяет не напрягать ноги из за большого веса велосипеда. Расход топлива небольшой - в общем, все удобства!
Фетбайк с веломотором.
На мой взгляд - фетбайки сделаны именно для того, что бы их переделывали в моотовелосипеды! Слишком уж они тяжелы и имеют большое пятно контакта шины с поверхностью, что уменьшает накат велосипеда. Ехать вращая педали на фетбайке - удовольствие ниже среднего! А вот катиться на веломоторе - другое дело!
Всем мотовелосипедов и веломоторов! С уважением, Константин.