Обзор на мотовездеход Тофалар — ДачМех



Обзор на мотовездеход Тофалар

Фирма Тофалар, известная своими мотособаками, выпустила одноименный мотовездеход Tofalar. Причем, в двух модификациях -синий  с двигателем LiFan (так называемый "мотоблочный") и оранжевый с горизонтальным двигателем и коробкой скоростей (полуавтоматическая, 4-х скоростная).

Рамы мотовездеходов одинаковые, есть только различие в креплении двигателя и его обвесе, все остальное на мотовездеходах делается и собирается по одному шаблону.

Я владею более 2-х лет мотовездеходом Скаут Сафари, так же у меня есть небольшой эндурик, у соседа - Скаут Сафари 3, катаюсь на мотовездеходе круглый год (про зимние поездки можно почитать тут), поездки у меня не по дорогам, так что посмотрев видео о мотовездеходе Тофалар и пообщавшись с его владельцами, я составил для себя мнение, которым и хочу поделиться в этом обзоре.

Обзор на мотовездеход Тофалар

Сразу хочу сказать, что Тофалар очень похож на мотовездеход Скаут 2: рычажная передняя вилка, мощный багажник над ней, промежуточный вал, гидравлические тормоза, крепкая рама из толстостенной трубы.

Конечно, можно было бы сказать, что "все мотовездеходы похожи", но просто перейдите по ссылке выше и сравните.

При этом хочется отметить и то, что в Тофаларе избежали многих "детских болезней" Скаутов и творчески подошли к разработке, а не копировали 1:1.

Характеристики мотовездехода Тофалар

  • Габаритные размеры (длина/ширина/высота): 1850*800*1130мм.
  • Снаряженная (полная) масса: 100кг.
  • Двигатель: одноцилиндровый, карбюраторный Lifan 170 F-R, катушка 3 Ампера (36 Ватт)
  • Максимальная мощность: 7л.с.
  • Охлаждение: воздушное
  • Трансмиссия : редуктор
  • Система запуска: кикстартер
  • Топливо, бензин: автомобильный АИ-92
  • Объем топливного бака: 7л.
  • Размерность колёс: диск "Ока", АТ24x8.00-12
  • Тормоза передние: дисковые гидравлические
  • Тормоза задние: дисковые гидравлические
  • Максимальная скорость: 30 км/ч

Сразу хочу отметить то, что это большой мотовездеход! Скаут Сафари меньше по габаритам, весит 50 кг и со снятым (за 5 минут) рулем легко входит в хечбек (типа Сандеро со сложенным задним сидением).

Полноразмерные мотовездеходы имеют тот же двигатель, что и малые, но весят минимум в 2 раза больше. Большие габариты позволяют возить пассажира, увеличенные колеса имеет больший клиренс, но погонять зимой по следу от мотособаки уже не выйдет из за веса (провалишься в снег), по тропинкам и напрямки по лесу гонять опасно из за неповоротливости длинной рамы и увеличенного радиуса поворота, перетащить через препятствие или вытащить из ямы уже дюже сложно из за массы. А тяга у большого и маленького мотовездехода, при этом, одинакова. Мне нравятся именно небольшие, так как я могу такой внедорожный мотоцикл просто переставить через промойну на склоне глубиной в метр и шириной полметра, могу затолкать/затащить боком на склон с углом в 60 градусов, да и из грязи глубиной в метр вытаскивать 50 кг проще, чем 100 кг, причем проще и легче совсем не в два раза! Но это так, присказка.

Первое на что стоит обратить внимание - передняя вилка.

Отзывы на мотовездеход Тофалар

Рычажная подвеска усилена дополнительной пластиной сверху. умудриться сломать такую - это надо очень сильно постараться! Амортизаторы мощные, на самой мягкой настройке седока весом в 100 кг только покачивают. Подкупает и то, что переднее колесо оборудовано гидравлическим тормозом, на мотовездеходах традиционно ставят только задний и при спусках с очень крутых горок (где вставший боком УАЗик просто опракидывается) тормозить разгруженным задним колесом просто не получается. Тут же можно подтормаживать передним.

Заднее колесо так же имеет свою подвеску. Обычно на мотовездеходах с колесами низкого давления заднее колесо ставится без амортизации. Это не питбайк и не эндуро, гонять по бездорожью у него нет задачи. А задняя подвеска - это весьма известные проблемы со слетающей на кочках цепью.

Тофаларовцы подошли к этой проблеме весьма интересным образом, разместив промежуточный вал за осью качания задней подвески и, тем самым, сильно уменьшили вероятность слетания цепи.

Обзор на мотовездеход Тофалар

У Скаутов и других мотовездеходах (включая внедорожные мотоциклы типа эндуро и питбайки) имеющих промвал перед осью качания задней вилки или с цепью идущей напрямую - слетание цепи при быстрой поездки по кочкам с активной игрой газа это достаточно частое явление. Успокоители и натяжители цепи помогают с этой проблемой не сильно. 

Отзывы на мотовездеход Тофалар

Стоит отметить и крепление промвала - оно весьма продуманное и сломать или погнуть его невозможно. Зачастую на мотовездеходах идут по пути удешевления и ставят короткий промвал с двумя звездами рядом на Г-образном кронштейне, который через год-другой просто изгибается от постоянной нагрузки. Тут сделано "на века", но это не только удорожание, но и увеличение веса. Такой подход мне по душе! 

Двигатель - всем известный LIFan, бывает 6.8, 7, 8 лс. Можно без проблем поставить и 12-15 лс. Если собираетесь ездить по направлениям напрямки через поле - рекомендую связаться с производителем и обговорить возможность установки именно 15 лс! Семерка напрямки по траве "по грудь" не сильно хорошо идет, когда впендюриваешься в кустарник заросший травой - мощности становится маловато и приходится слазить и вытягивать за задний бампер. Если ездить по дорогам/тропинкам даже после дождей с грязью "по колено", то штатного движка вполне достаточно.

Обзор на мотовездеход Тофалар

Стоит обратить внимание и на продуманность крепления двигателя. Болты в левой части - это натяжка цепи "двигатель-промвал". Подкручивая их можно вставить и параллельность звезд и натяжение. У Скаутов такие болты приходится наваривать самостоятельно, уже 5 лет им об этом говорят, но дорабатывать не желают, двигатель держится только на болтах снизу и раз в полгода надо производить натяжку цепи и выставлять параллельность звезд. Тут все уже сделано за вас!

Отзывы на мотовездеход Тофалар

Мотор LiFan установлен с автоматическим сцеплением. Мотоцикл трогается при подаче газа сам.Цепь от мотора до промвала спрятана в короб защиты. Подножки от эндуро, складные. Такие позволяют не вывешивать мотовездеход при попадании в глубокую колею, но при езде желательно использовать жесткие мотоботинки или берцы.

Боковая стояночная подножка расположена удобно - ближе к заднему колесу. При переезде препятствий она не цепляет за последние. У Скаутов расположение неудачное - практически посредине рамы, во время проезда через высокие кочки всегда цепляешь ей.

Отдельно стоит сказать о резине - она для жесткого граземеса. При этом практически не держит боковое скатывание. Езда по жидкой грязи с твердой колеей под ней (сразу после дождя) чревато постоянным соскальзыванием с гребней в продавленные колеи.То же и при поездке по обледеневшей дороге.

Обзор на мотовездеход Тофалар

Вообще эта резина взята от квадроциклов, но у кадров нет проблем с боковым скольжением за счет 4х точек опоры (колес), а вот для мотоцикла это важно! Соскальзывание может привести (а зачастую и приводит) к заносу и падению. 

Так же стоит учесть и то, что ездить с рекомендованным давлением 0.25-0.5 атмосферы не выйдет! Если на переднем колесе давление меньше 0.8-1, то управление получается очень валким. Переднее колесо начинает ехать волнообразно (воблинг) и чем выше скорость, тем больше волнение руля. Реально приходится накачивать переднее колесо до 1.2-1.6 атмосферы для нормальной поездки. По асфальту ехать с давлением ниже 1.2 вообще не стоит! Вроде едет ровно, но небольшая кочка, камешек, ямка на которую наезжаешь левой или правой половиной колеса - просто бросает руль вбок! 

Заднее колесо можно накачивать меньше, но все равно, боковое сползание и елозенье задка в поворотах - это малоприятно! С давлением 0.8 перед и 0.6 зад можно кататься по пляжу или по полю напрямки, где ямок и кочек много, скорость 5-10 км/ч и руль приходится постоянно держать крепко по причине неровностей. .На 0.25 - только по болотистой местности или совсем мягкой грязи. 

Передний багажник съемный. Не совсем понятна задумка съемности, без переднего багажника соваться на бездорожье проблематично.Даже если не везешь ничего на нем, то использовать его как ручку для перетаскивания или вытягивания из грязи весьма удобно. У Скаутов передний багажник сварен вместе с вилкой. Я поставил на него корзину для мелких вещей, смотрите статью Доработки мотовездехода.

Отзывы на мотовездеход Тофалар

Фара запитанная от катушки освещения - полная ерунда! На малых оборотах практически не светит, если на переднем багажнике груз - то ее вообще не видно, фару надо переносить выше! И лучше ставить автономную со своим аккумулятором, а при поездке в темное время суток одевать и фонарик на лоб, с большой светимостью!

Обзор на мотовездеход Тофалар

Ручку газа - под замену на курок газа! На ручке проблема в том, что если надо сбросить газ, то приходится подавать кисть вперед, а в случае кочек, нештатных ситуаций и тд - руки крепко держат руль и расслабить хватку или двинуть кисть вверх - просто не выйдет! "Играть газом" на пересеченной местности с рукоятью тоже на порядок сложнее. На квадроциклах именно по этому ставят именно курок газа! С курком руки всегда крепко держат руль, а газом играешься только с помощью пальца.

Отзывы на мотовездеход Тофалар

Стоит отметить еще и руль. Посмотрите на руль эндуро мотоцикла - там есть поперечина с толстым круглым вспененным полиэтиленом. Это защита грудины! А тут этой защиты нет! Тут только поперечина! Защиту ставить обязательно! Кто не ловил передним колесом яму на поле в траве глубиной в полметра и шириной в колесо или чуть больше - тот не ездил на мотовездеходе по его прямому предназначению! Я ловил грудью руль два раза. А один раз вылетал через руль, когда несся по следу мотособаки и снег провалился под передком, а глубина снега по пояс! Благо улетел и кувыркнулся, вовремя отпустив руль, а то бы накрыло сверху мотовездеходом, он тоже через колесо кувырок сделал.

Обзор на мотовездеход Тофалар

В целом, мотовездеход получился отличным. С ручкой газа вот только не угадали, но это у многих мотовездеходов такая ошибка. По дорогам и проселку с ручкой ездить удобнее - палец жмущий на курок, если ехать пару часов все же устает весьма сильно. Но вот на бездорожье, когда то поддаешь газку, то сбрасываешь до нуля - наоборот выигрывает сильно не только в удобстве, но и в безопасности.

Отзывы на мотовездеход Тофалар

Отзыв на мотовездеход Tofalar Trophy

Обзор на мотовездеход Тофалар

Как уже писал выше - рама, вилки, руль и все остальное у этих мотовездеходов одинаковое. Разница только в двигателе. Сказу сразу - я сторонник мотоблочного двигла! Он низкооборотистый и весьма приемистый - легко можно поддать газу и он вытянет, а не захлебнется. К тому же, на LiFan двигателях стоит регулятор оборотов, при повышении нагрузки он автоматом добавляет газку, при снижении - уменьшает. В результате получается, что заставить двигатель заглохнуть весьма проблематично.

Горизонтальный двигатель взят с легких эндуро мотоциклов. Тут ориентир на работу на высоких оборотах, а для медленной езды в наличии коробка переключения скоростей. 

Отзывы на мотовездеход Тофалар

Двигатель имеет электростартер, но (скорее всего), как и на Скаутах с такими движками, подзарядки аккумулятора практически не происходит. Если не хотите постоянно менять сдохший аккумулятор на новый, то придется перед поездками (хотя бы раз в неделю) подзаряжать штатный аккумулятор и ставить "отключение массы", как на тракторах. У меня на эндурике именно так и сделано - вывел отдельный разъем, что бы подзаряжать аккумулятор не доставая его и сделал отключение (разрыв провода через тумблер) минусового провода.

Кроме электростартера установлен и ножной стартер (кикстартер). На многих эндуро (да и на Скаутах с подобным двигателем) идут нарекания на то, что зубья ножного стартера быстро снашиваются. Рекомендации по этому поводу от пользователей -пользоваться электростартом.

Обзор на мотовездеход Тофалар

Про коробку скоростей стоит поговорить отдельно. Если вы планируете ездить далеко в режиме асфальт/грунтовка и немного бездорожья - то берите с коробкой без задней скорости, если основной режим езды - полное бездорожье - то попробуйте договориться с производителем об установке двигателя имеющим коробку с задней скоростью! По крайней мере Скауты идут и тем и с другим движком.

Задняя скорость важна если заехал и сел в грязи или забурился в кусты. Вытягивать назад за бампер не имея возможности "дать газку и отъехать назад" удовольствие весьма печальное.

Так же стоит отметить и то, что тут нет промежуточного вала, которым я восхищался на синей версии мотовездехода. Тут прямой привод цепью от звезды коробки передач к колесу. Помните - я выше писал про слетающие цепи? Готовьтесь к этому! Учитесь быстро ставить ее назад и возите с собой пару запасных замков цепи!

Отзывы на мотовездеход Тофалар

К сожалению, не смотря на успокоитель цепи, при наезде на кочку задним колесом (сжимаются амортизаторы, цепь провисает) и даче газа - цепь может соскочить. От это не застрахованы и брендовые питбайки и эндуро. Если посмотреть соревнования мотоциклов по бездорожью, то можно заметить, что надевание цепи - весьма частая процедура на маршруте.

Глушитель вынесен и снабжен защитой, это позволяет поставить на багажник второе сидение и возить пассажира, правда потребуются еще и вторые подножки закрепить на раму, но это уже тюнинг.

Обзор на мотовездеход Тофалар

Из недоработок - отсутствие защиты двигателя от грязи! Двигатель воздушного охлаждения, а стоит головкой сразу за колесом, переднее крыло высокое и не закрывает двигатель, что бы избежать превращения движка в кусок грязи, котторая тут же засыхает - надо поставить на треугольник рамы перед двигателем защиту. Чаще всего делают из пластика с клипсами для монтажа гофры электропроводки.

Отзывы на мотовездеход Тофалар

А что бы двигатель не перегревался - ставят вентилятор на 12 Вольт сбоку или сверху (под трубой соединяющей карбюратор и двигатель). На сайте Тофалар есть информация об установке двигателя с выносным радиатором, сам таким не пользовался, а кто использовал сходятся на мысли, что радиатор без вентилятора не помогает, а с вентилятором  - его можно и на обдув двигателя ставить, без всяких радиаторов. К тому же, шланги радиатора зачастую текут, их надо менять и вообще - гемора от него больше, чем толку. Но тут уж решать не мне, я с таким двигателем долгого времени общения не имел, только пару раз катался.

Бензобак на мотовездеходе Тофалар с горизонтальным двигателем самодельный. С одной стороны - это круто, вписывается в дизайн, не выделяется за габариты, но с другой - железный бензобак, это не только лишний вес, но и проблема в случае необходимости замены. Конечно, рукастые всегда могут такой бак заварить или сварить самостоятельно, но, когда покупаешь вещь, как то не хочется думать о том, что придется ее чинить не заменой, а с помощью сварки-болгарки.

Обзор на мотовездеход Тофалар

Видео мотовездехода Тофалар

На видео выше обзор Tofalar Trophy с небольшой кастомизацией. Автор видео обещал более детальный отзыв после испытания этого внедорожного мотоцикла в мотопутешествиях.

А вот видео в котором можно посмотреть место производства мотовездеходов Тофалар и их предсерийное тестирование.

Больше интересных видеообзоров мотовездеходов Тофалар я пока не нашел. Через полгода обновлю статью, добавлю видеообзоров (если они появятся), мнений пользователей с форумов и так далее.

Внимание! Статья выражает чисто мое мнение. Если вы считаете что я в чем то не прав - пишите обоснованный комментарий, если это действительно дельное замечание, а не спор в стиле "ручка газа против курка газа", то я исправлю и внесу дополнение в статью.



Всем проходимых мотовездеходов! С уважением, Константин.


1948 просмотров

Комментарии 2

0 Дмитрий #
21 октября 2023 в 21:40
Очень доволен покупкой, взял с двигателем Lifan, обкатываю пока, едет достаточно по грунтовкам, скорости хватает, тем более опыта мало на данный момент, учимся. Качество сборки заслуживает уважения, хороший подход у ребят.
0 ДачМех #
22 октября 2023 в 12:35
Спасибо за комментарий!
Ждем вашего мнения после освоения техники и понимания нюансов этого мотовездехода.
А какой взяли? Многоскоростной или с "мотоблочным" движком?