Технология Сшей и Склей
Сшей и Склей (СиС технология) - это подход к изготовлению самодельных лодок из фанеры.
tovar]yr[/tovar]
Основное преимущество этой технологии в том, что она не требует наличия в лодке каркаса. По технологии СиС можно делать лодки, байдарки, каноэ и тд весьма сложной формы.
Технология изготовления лодок методом Сшей и Склей показана на картинках ниже.
Первое, на что стоит обратить внимание, это то, что фанерные листы не должны соединяться "встык"! Держит соединение эпоксидная шпаклевка и лента из стеклоткани на эпоксидке.
Отверстия засверливаются на расстоянии равном толщине листа фанеры плюс 3 мм от края. Расстояния между парными отверстиями 70-100 мм в зависимости от изгиба соединяемых деталей.
tovar]yr1[/tovar]
Одной из хитростей или, как сейчас говорят - лайфхаком, является вырезание деталей с припуском и обработка выступающих кромок после внутренней проклейки и снятия стяжек деталей. Обычно это требуется там, где фанера имеет изгиб двойной кривизны.
В качестве стягивающего элемента классически используется медная проволока. Она легко закручивается стягивая детали и не рвется при закрутке, так же - ее легко поджать перед нанесением эпоксидной шпаклевки. Видел, что сейчас многие используют пластиковые стяжки, но, на мой взгляд, работать с ними менее удобно.
Сшивание ведется от носа к корме, причем сшиваются сразу оба борта, это необходимо для обеспечения симметричности. Обычно закручиваются 2-3 стяжки на одном борту, затем закручивают 2-3 стяжки на другом борту. Имеет смысл не затягивать сильно, собирается начерно, а потом, затяжкой регулируется общая геометрия корпуса лодки.
Эпоксидная шпаклевка делается из мелкой древесной пыли (шлифовка фанеры перед сборкой) или аэросила. Аналогом аэросила является "сажа белая" - более дешевый материал для загущения, но шов будет менее крепок. Встречал вариант использования соды в качестве загустителя, сода содержит влагу, так что перед использованием ее как загустителя, соду необходимо прокалить в духовке на 80-100 градусах в течении часа.
Загуститель добавляется в эпоксидную смолу и перемешивается. Консистенция должна быть как густая сметана. Разравнивать шпаклевку по швам удобнее всего резиновым шпателем.
Перед нанесением шпаклевки и стеклоткани места склейки должны быть зашкурены и обезжирены.
Стеклоткань для проклейки швов используется конструкционная, 200 гр/м^2. Ширина полос 7-15 см. Накладывать можно в 2 слоя, сначала 7 сантиметровый, после того, как смола начнет схватываться, накладывается второй слой 15 см. Если ваше судно небольшое, под 1-2 человек, то можно накладывать одинарный слой шириной 7-10 см.
Перед наклейкой полос стеклоткани необходимо протереть место наложения тканью смоченной ацетоном, это уберет пыль, грязь и обезжирит поверхность.
Места нанесения стеклоткани необходимо промазать эпоксидкой, Дерево достаточно хорошо ее впитывает, особенно торцы фанерного листа.
На промазанные стыки накладывается полоса стеклоткани, на нее кисточкой наносится эпоксидная смола, излишки выдавливаются шпателем.
Что бы было аккуратно, можно перед началом проклейки швов наклеить бумажный скотч впритык с двух сторон к лентам стеклоткани. Тогда предварительная промазка и укладка с пропиткой полос стеклоткани не замажут фанеру по бокам от швов.
Кроме соединения встык в лодках встречаются T и L образные соединения.
Обратите внимание - при стыковке фанеру подрезают для нормального захода эпоксидной шпаклевки в соединение. А после внутренней проклейки и откусывания стяжек - скругляют грани для наклейки внешнего слоя полос стеклоткани.
Изготовление самодельных лодок по технологии Сшей и Склей это очень простая процедура. В первый раз она кажется сложной, но, на самом деле, с такой задачей может справиться любой.
Всем свободного времени для постройки лодок! С уважением, Константин.