Ремонт аккумулятора своими руками
Технологии в наше время не стоят на месте и сейчас практически каждое устройство работает на аккумуляторе. Это очень удобно, так как не нужно каждый раз менять батарейки, а достаточно просто подзарядить аккумулятор, причем более качественные имеют свыше 1000 циклов заряда-разряда.
Но все-таки бывает так, что даже самый навороченный аккумулятор выходит из строя и устройство уже не работает.
Вся беспроводная техника питается от аккумуляторов собранных из элементов LiIon и выход аккумулятора из строя происходит потому, что один из этих элементов перестал нормально работать.
Можно пойти и купить новый аккумулятор, но, если для того же шуруповерта аккумулятор стоит 1500 рублей, то аккумулятор для электровелосипеда уже может стоит до 35 тысяч рублей. И тут появляется желание не тратить деньги на новый, а отремонтировать уже имеющийся. К тому же, стоимость отдельного элемента LiIon очень незначительна на фоне цены нового аккумулятора.
Ремонт аккумуляторов собранных из ячеек LiIon всегда одинаков и не зависит от того, где этот аккумулятор стоял. Необходимо найти вышедший из строя элемент LiIon и заменить его. Как это сделать - показывается в этой статье на примере ремонта аккумулятора из робота пылесоса.
Аккумулятор из робота пылесоса, который отработал всего около года.
Так как робот пылесос брался бюджетный, то его аккумулятор собран из недорогих элементов LiIon и один из них вышел из строя. Замер напряжение батареи робота-пылесоса показало всего 8 Вольт, тогда как штатное напряжение заряженного аккумулятора должно составлять 16.8 Вольт. Покупать новый аккумулятор для робота-пылесоса не рентабельно, в россиских магазинах он стоит от 2500 рублей, дешевый аккумулятор из Китая придет тоже из невесть каких LiIon, поэтому практичнее и выгоднее купить (можно на АлиЭкспрессе) LiIon элемент и заменить его самостоятельно.
Вторым способом ремонта - является замена всех элементов LiIon на новые. Это оправдано в случае, если элементов не много и замена ведется на более мощные элементы.
Оптимально заранее закупить элементы Li-Ion заранее на АлиЭкспресс для последующих ремонтов. Можно заказать
Так же можно посмотреть в магазинах вашего города и в российских интернет магазинах производящих доставку в ваш город.
Ремонт аккумулятора начинается с разборки (снимаем защитную термоусадку) и замера напряжения на каждом отдельном элементе батареи.
Со стороны подключения проводов находится электронная плата BMS, она нужна для контроля заряда ячеек и не допускает их перезаряда. Так же плата контролирует токоотдачу, при превышении токоотдачи аккумулятор отключается для сохранения емкости ячеек аккумулятора.
С помощью мультиметра (в режиме Вольтметр) замеряем напряжение каждого элемента. Рабочее напряжение элемента LiIon - 3.2-4.2 Вольта. У всех ячеек должно быть примерно одинаковое напряжение. Те ячейки, напряжение которых ниже - подлежат замене.
На плате достаточно просто разобраться - где подключаются элементы LiIon.
На фото выше можно видеть замер неисправного элемента LiIon, его напряжение 0.4 Вольта. Этот элемент сдох и подлежит замене.
Отсоединяем плату BMS (зачастую ее придется отпаивать) и запоминаем, а лучше - фотографируем как она подключалась, что бы при сборке не поиметь проблем с подключением.
В данном случае было принято решение о замене всех элементов в аккумуляторе. 3 живых элемента из аккумулятора робота-пылесоса пойдут на питание детских игрушек и послужат там еще не один год.
Сборка аккумулятора производится пайкой или точечной сваркой. Сваркой пользоваться быстрее и удобнее, но ее надо покупать отдельно.
Для пайки надо использовать мощный паяльник (100-150 Вт) для того, что бы быстро облуживать и припаивать соединения ячеек аккумулятора без перегрева самой ячейки.
Собрав ячейки подсоединяем или припаиваем плату BMS,, необходимо проверить работоспособность платы замерив напряжение на выходе.
Теперь фиксируем ячейки между собой, самый оптимальный вариант - использование широкой термоусадки, которую можно купить на АлиЭкспресс, но можно и просто стянуть их скотчем или изолентой.
Остается только установить аккумулятор назад в робот-пылесос и проверить работу. Время работы пылесоса выросло по сравнению с заводским аккумулятором, примерно на треть.
Заявленная емкость штатного аккумулятора 2400 mAh, установлены элементы с емкостью 2600, по идее время работы должно было вырасти не более чем на 5%, но, похоже, китайцы надурили с маркировкой штатного аккумулятора и установили изначально более дешевые элементы емкостью около 1800-2000 mAh, замена всех ячеек на честные 2600 mAh и вызвало столь большой прирост времени работы.
Еще одной проверкой является зарядка отремонтированного аккумулятора. Проверяем, что заряд начинает идти, аккумулятор заряжается полностью и зарядное устройство автоматически отключается.
Как видите - ремонт аккумулятора своими руками не такая уж и сложная задача, с ней может справиться любой человек, даже первый раз взявший в руки паяльник!
Такой ремонт, даже с заменой всех элементов аккумулятора, гораздо выгоднее чем покупка нового аккумулятора, который, к тому же, тоже может оказаться с нечестно указанной емкостью.
Всем долгоживущих аккумуляторов! С уважением, Константин.