Как сделать байдарку - каноэ своими руками из фанеры
В этой статье вы найдете чертежи каноэ/байдарки длиной 4.3 метра изготавливаемой из двух фанерных листов размером 1550х1550 мм.
Фотографию такой самодельной лодки вы можете увидеть ниже. Технология изготовления - "сшей и склей" с последующей оклейкой стеклотканью.
За рубежом такой тип лодок называют каноэ, у нас более привычно название байдарка. Да, зачастую байдарки имеют закрытый сверху корпус, но я встречал байдарки и открытым корпусом.
Эта самодельная лодка изготавливается из двух фанерных листов склеенных между собой на ус. Не лишним будет отшлифовать фанеру с двух сторон, дальнем вам все равно придется заняться шлифовкой, вот только шлифовку самой фанеры от мелких неровностей роще всего сделать пока она лежит на столе одним куском. Это я вам по своему опыту говорю.
Для склейки фанеры на ус необходимо сошлифовать с каждого листа 50 мм фанеры, промазать стык эпоксидкой сложить между собой и нагрузить шов на сутки. Склейку на ус можно посмотреть на картинке ниже.
Склейка нужна для того, что бы четко перенести чертежи на фанеру. На отдельных листах фанеры сделать такое будет не просто, точнее - могут возникнуть погрешности.
Чертежи выкройки самодельной байдарки можно скачать по ссылке в конце статьи. Чертеж представлен в виде PDF с разлиновкой сеткой 10х10 сантиметров.Делаете такую разлиновку на фанере и переносите чертеж выкройки на него.
Затем, с помощью электролобзика вырезаете детали. Обратите внимание - дно и детали бортов имеют соединение, это позволяет из 3-х метрового (склеенного) листа фанеры получить каноэ с длиной дна 4.3 метра.
Следующий этап работы - склейка фанерных деталей. Склейка ведется встык на эпоксидный клей. Так как в последствии лодка будет оклеиваться стеклотканью, то дополнительной накладки на места стыков не требуется, но, если желаете, то можно укрепить места склейки полосками стеклоткани шириной 5-7 сантиметров. Наклейка укреплений производится с внутренней стороны (той что будет внутри лодки).
Изготовление каноэ из фанеры своими руками делается методом "сшей и склей", для этого детали крепятся друг к другу стяжками, проволокой или крепкими нитками через отверстия насверленные на расстоянии 5-7 друг от друга и в 5 мм от края заготовок.
Однако, в данном случае, была выбрана технология склейки методом фиксации большими зажимами и скотчем. С одной стороны - меньше возни, так как не надо сверлить отверстия, с другой, сложнее точно подогнать детали плотно друг к другу.
Такая технология применима только при изготовлении лодок весьма простой формы, к которым, как раз и относятся байдарка с каноэ.
Если вы посмотрите на фотографию сборки каноэ ниже, то можно заметить, сколько скотча потребовалось для того, что бы корпус принял необходимый вид.
Расширение корпуса выполняется с помощью палок-распорок, их можно увидеть на фотографии ниже.
После того, как корпус принял необходимый вид, а детали соединились без зазоров, перейдем к процедуре склейки.
Склеивание каноэ из фанеры своими руками идет в два этапа. Сначала замешивается смола с наполнителем (древесная пыль/мелкие опилки, тальк, сода, миросфера и тд) замешанная до состояния густой сметаны, ей промазываются стыки изнутри и снаружи. Задача этой смеси заполнить пустоты и расстояния между торцами фанеры.
Вторым этапом является наклейка полос стеклоткани шириной 5-7 см на линии соединения.Намазывается смола, накладывается стеклоткань и тщательно прижимается и разглаживается плотной кистью или резиновым шпателем.
На мой взгляд - именно проклейка швов полосами это самый ответственный и муторный момент в изготовлении самодельной лодки.
Когда смола полимеризуется, то производится вклейка бортов. Борта самодельной байдарки изготавливаются из бруска толщиной 20-25 и высотой 35-50 мм. Бруски наклеиваются на эпоксидную смолу сначала изнутри, а потом снаружи корпуса.
После того, как наклеите внутренний брус самодельного каноэ, самое время пройтись наждачкой по поверхности лодки и склейкам. Необходимо выровнять все неровности, так как в дальнейшем сделать это будет гораздо сложнее.
Если в фанере есть дефекты, то самое время использовать шпаклевку. Лучше использовать специальную эпоксидную шпаклевку по дереву, по можно замешать тот же состав, который использовался для предварительной проклейки швов.
Если вам нужна красота, то используются струбцины, точнее - много струбцин. Но, можно и просто зашурупить бруски друг другу.
Как и всякие другие каноэ изготовленные своими руками по чертежам и выкройкам, данное плавательное средство имеет окантовку носа и кормы. На байдарках этим, зачастую, пренебрегают. Тем не менее, такой форштевень необходим, он не только фиксирует фанеру бортов, но принимает на себя удары волн.
Форштевень изготавливается из бруска методом проливания кипятком и пропаривания. Пропаривание проще всего осуществить уложив бруски на кастрюлю, прикрыв крышкой и подоткнув полотенце в щели между крышкой и кастрюлей.
Хорошо пропаренный брусок изгибается и фиксируется в изогнутом состоянии на 48 часов. После этого необходимо просушить будущий форштевень в течении 10-15 дней или 24 часа в сушильном шкафу.
Форштевень приклеивается спереди и сзади на стык фанеры с помощью эпоксидного клея.
Пришло время оклейки стеклотканью. Перед оклейкой можно решить пару других задач.
Изготовление каноэ своими руками предполагает естественный цвет дерева. Стеклоткань после пропитки эпоксидной смолой становится практически прозрачной. Так что, если вы решите окрасить вашу лодку, то самое время это сделать!
В данном случае используется однократная оклейка конструкционной стеклотканью плотностью 285 гр/м^2. По этому, красить лучше саму фанеру. Если вы решите закатывать 2 слоя, тогда можно красить между накладками слоев. Краска подбирается на базе эпоксидной смолы, так и называется - краска эпоксидная по дереву.
Если красить внешним слоем после укладки стеклоткани, то поверх краски придется накладывать пару слоев лака. Для бюджетной самодельной ложки - это лишние расходы и лишний вес.
Расписывать как закатывать каноэ/байдарку из фанеры в стеклоткань своими руками я не буду. Проще найти эту информацию отдельно. Слишком много нюансов, в дальнейшем сделаю про оклейку отдельную статью.
Оклейка стеклотканью ведется так: сначала наружняя часть, как более простая, потом, с уже имеющимся опытом, приступаем к внутренней оклейке.
После того, как закончите с оклейкой, необходимо вклеить распорки.
Распорки изготавливаются из брусков. Их необходимо отшлифовать, центральным распоркам желательно снять грани, округлив их для более удобного использования.Распорки покрываются лаком или так же закатываются в стеклоткань.
Вот и все! Байдарка - каноэ из фанеры своими руками по чертежам и выкройкам готова!
Такая самодельная лодка весьма легкая. Изготовленная из фанеры толщиной 4 мм она весит около 18-20 килограмм. Ее легко может перенести один человек, можно использовать как картоп лодку перевозя до водоема на крыше автомобиля.
Так как байдарка из фанеры имеет размеры более 4 метров, то ношение спасательного жилета не является обязательным. По правилам ГИМС спасательный жилет должен быть в лодке, но на судах более 4 метров длиной надевать его нет необходимости.
Управлять таким каноэ может даже ребенок. Лодка выходит весьма ходкая и не требует усилий для плавания по рекам и озерам.Однако, стоит учитывать то, что такая самодельная байдарка предназначена для спокойной воды. Выходит на ней на озеро или реку где могут подниматься большие волны просто опасно!
Не лишним будет вклеить в нос и корму блоки плавучести из пенопласта или утеплителя для стен (пеноплекс). В этом случае, даже заполненная водой лодка сможет удерживаться на плаву вместе с гребцом.
Как видите - изготовление самодельного каноэ или байдарки своими руками это не такая уж и сложная задача!