Болотный мотоцикл с коляской — ДачМех



Болотный мотоцикл с коляской

Этот самодельный трицикл, хотя правильнее называть его внедорожным мотоциклом с ведущей коляской, сделан для езды по заболоченной местности собран А. Кокшаровым из Карелии. Прицеп сделан на единой раме с мотоциклом и является его неотделимой частью.  Мотовездеход изготавливался для перевозки двух человек и груза (до 50 килограмм), в прицеп можно загрузить еще 100 кг груза.

Самодельный внедорожный мотоцикл для езды по болотам

Не смотря на то, что этот внедорожный мотоцикл имеет положительную плавучесть, он не рассчитан на преодолевание водных преград вплавь.  Плавучесть нужна для безпроблемного проезда по заболоченной местности.

Снаряженная масса мотоцикла 155 килограмм, масса заднего прицепа 30 кг, максимальная скорость 30 км/ч, минимальная устойчивая скорость 1.5 км/ч.

Самодельный внедорожный мотоцикл для езды по болотам

 Ведущее колесо - заднее, при необходимости можно подключить колесо коляски не слезая с мотоцикла. Колясочная схема выбрана для увеличения проходимости, так как с ней мотовездехход пробивает 2 колеи, а не 3, как на классическом трицикле. Подробнее о сравнении проходимости этих схем можно прочитать в статье Что лучше - коляска или триццикл.

Самодельный внедорожный мотоцикл для езды по болотам

 Двигатель на болотном мотовездеходе взят от ИЖ-Планета 5, охлаждение принудительное - с помощью вентилятора и кожуха. Для улучшения теплоотдачи головка и ребра цилиндра были дополнительно отфрезерованы на станке.

Рама сварная, из труб 10 диаметра и профтрубы 25х25, так же используется передняя часть от донора мотора ИЖ-Планета. Крепление колес жесткое, без амортизаторов. Отсутствие подвески компенсируется использованием шин низкого давления.

Самодельный внедорожный мотоцикл для езды по болотам

Электрооборудование взято с донора - мотоцикла Иж. Для облегчения пуска предусмотрено переключение на опережающее зажигание.

Самодельный внедорожный мотоцикл для езды по болотам

Мотор вращения крыльчатки принудительного обдува двигателя взят от автомобиля Опель.

Промежуточный вал на цепную передачу бокового колеса

Самодельный внедорожный мотоцикл для езды по болотам

С ведущей звездочки двигателя, уширенной «ижевской» цепью, момент подается на промежуточный вал, он же является раздаточным валом понижающего редуктора. Количество зубьев звездочек: ведущая – 16, ведомая – 42 (от заднего колеса «ижа»).

Самодельный внедорожный мотоцикл для езды по болотам

Шлицевая муфта подключения привода бокового колеса (левая часть соединена со звездочкой промежуточного вала, а правая – с карданным валом).

Самодельный внедорожный мотоцикл для езды по болотам

Подшипниковый узел ведущей звездочки ценного привода бокового колеса.

Вал редуктора установлен на 208-х подшипниках, ступицы подшипников приварены к раме болотного мотоцикла. На выходном конце вала приварена звездочка ведущего колеса, а к торцевой поверхности звездочки – часть кулачковой муфты от коробки передач «ижа». Звездочка вала – от сельхозтехники, с шагом 19,05 мм и 13-ю зубьями.

Схема трансмиссии трехколесного мотовездехода

Трансмиссия самодельная, используется двухступенчатый цепной редуктор: первая ступень – цепь от мотоцикла Иж (шаг 15,75 мм, уширенная), цепь на второй ступени с шагом 19,05 мм. На валу первой ступени предусмотрена шлицевая муфта подключения одноступенчатого цепного редуктора бокового колеса (цепь «ижевская», уширенная).

Самодельный внедорожный мотоцикл для езды по болотам

1 – шлицевая муфта подключения привода бокового колеса; 2 – подшипниковый узел (2 шт.): 3 – заднее ведущее колесо мотоцикла; 4 – боковое ведущее (подключаемое) колесо

 Как видно из рисунка - на всех колесах разная редукция. Это не инженерный замысел, а последствия сборки "из того, что было", все колеса трицикла имеют разный диаметр.

Соосно с ведущим валом установлен шлицевой вал, на одном конце которого перемещается вторая половина кулачковой муфты. Муфта передвигается по шлицам вторичного вала от коробки передач «ижа».

Вал установлен в подшипнике 80105, ступица крепится на болтах к соответствующим укосинам рамы. Другим концом вал входит в бронзовую втулку половинки кулачковой муфты, приваренной к ведущей звездочке заднего колеса. К концу вала приварена крестовина от карданного вала мотоцикла «Днепр», в другую половину крестовины входит указанный карданный вал. Другим концом вал входит в шлицевую муфту, приваренную к ведущему валу бокового кузова. На обратном конце этого вала, на шпонке установлена отрезанная часть выходного вала коробки передач мотоцикла ИЖ. Отрезанная часть имеет шлицы для установки звездочки, тем самым давая возможность легко подбирать необходимую редукцию для обеспечения одинаковой линейной скорости колеса бокового кузова и заднего колеса «болотного» мотоцикла. Звездочка – «ижевская» – 18-зубчатая цепь, соответственно, тоже с таким шагом, но уширенная (они имеют больший ресурс), ведомая звездочка бокового прицепа тоже от «ижа», от заднего колеса. Сама звездочка привернута болтами к диску колеса бокового кузова, диск вращается на двух подшипниках – 80206 и 80203. Все используемые в трансмиссии подшипники защищены уплотнителями и крышками.

Самодельный внедорожный мотоцикл для езды по болотам

 Звездочка заднего колеса имеет 30 зубьев, шаг – 19,05 мм. Она тоже привернута болтами М10 к диску заднего колеса. Колесо можно перемещать назад для натяжения цепи. Цепь бокового прицепа натягивается тоже за счет перемещения вала колеса. Добавлю, что само колесо бокового кузова можно развернуть в сторону мотоцикла примерно на 2 – 3° для облегчения усилий на руле при отключенном приводе бокового кузова.

 Задний прицеп мотовездехода

Самодельный внедорожный мотоцикл для езды по болотам

 Задний прицеп максимально облегченной конструкции, предназначен для перевозки багажа. Борта не откидываются, для облегчения фиксации груза наварены "поручни" по борту. За них удобно крепить груз веревкой или стропой.

Самодельный внедорожный мотоцикл для езды по болотам

 Колеса прицепа сделаны по технологии "ободрыши", на изготовление такого колеса из донора тратится примерно двое суток.

Всем больших мотовездеходов! С уваженеим, Константин.


934 просмотра

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!