Какое сцепление лучше на мотовездеходе
Сцепления использующиеся в мотовездеходах делятся на 2 типа: ручное и автоматическое. Автоматическое бывает следующих видов: сухое, в масляной ванне и на базе вариатора.
Я достаточно много катался на разных мотовездеходах по бездорожью и решил систематизировать впечатления.
Если говорить про поездки именно по бездорожью - то ручное сцепление более применимо, хотя менее удобно. Все автоматические сцепления на малых оборотах двигателя проскальзывают и, если ехать медленно, но с большой нагрузкой (например в крутую горку или проламываться через поле с травой по грудь), то сцепление начинает греться и диски сцепления подгорают. Вариатор на малой скорости норовит "пожечь ремень".
Минусом ручного сцепления является необходимость аккуратного его использования при трогании, особенно с грузом.
К сожалению, очень мало мотовездеходов имеет ручное сцепление.
Сцепление в масляной ванне на мотовездеходе
LiFan`овские моторы могут комплектоваться редуктором 2:1 с автоматическим сцеплением. Эти двигатели очень любят ставить на мотовездеходы и мотособаки. Фактически данное сцепление работает штатно только в двух режимах: холостой ход (сцепление разомкнуто) и обороты на более чем 1/3 газа (диски сцепления сомкнуты). Сжимаются диски центробежной силой специальных грузиков. Поэтому при малых оборотах двигателя диски прижаты относительно слабо. Под нагрузкой они начинают неизбежно пробуксовывать, греть масло и гореть. Фактически такое сцепление пригодно только для механизмов, которые работают на полный газ: генераторы, помпы и т.п.
На мотовездеходы и мотособаки их ставят из-за простоты - можно не использовать промежуточный вал для понижения оборотов, не надо устанавливать отдельное сцепление и в комплекте идет понижение оборотов в два раза, что для мотовездеходов просто необходимо.
Когда сцепление сгорает, то можно поменять диски - они продаются отдельно как ремкомплект и стоят не дорого. замена дисков производится за 30-40 минут рабочего времени. Так же народ дорабатывает сгоревшее сцепление устанавливая дополнительные диски.
В принципе, если ездить со скоростью более 10 км/ч и не перегружать мотовездеход, то центробежного сцепления хватит на 10 лет.
Сухое центробежное сцепление
Суть его та же самая, что и у вышеописанного. Только сцепление производится разжиманием колодок сцепления и прижима их к чаше с ведущей звездой. Проблема та же - на малых оборотах нет надежного соединения и сцепление "горит". К тому же, сухое сцепление при езде по грязи или воде сильно загрязняется, а помыть его можно только разобрав.
Так же минус в том, что сухое сцепление сильнее греется и имеет больший износ. 2-3 года покатушек и надо менять, а при интенсивной эксплуатации замена производится каждый год.
Сухое или мокрое - какое сцепление выбрать для мотовездехода
Если стоит выбор между двумя автоматическими сцеплениями, то лучше брать мотовездеход с многодисковым сцеплением в масляной ванне и рекутором понижающим обороты в 2 раза. Как уже говорилось - его легко доработать после сгорания и использовать на соединении металл-металл без фрикционных накладок. После подобной доработки сцепление становится по истине вечным. Да и редуктор снижает обороты увеличивая крутящий момент, что не маловажно для вездехода.
Если будете брать мотовездеход с сухим сцеплением, то обратите внимание, что бы на нем использовался промежуточный вал с понижающими шестерными (на фото выше) или понижающий редуктор! Прямой привод шестерня на моторе - ведомая шестерня на колесе не обеспечит достаточного понижения оборотов, ездить по грязи, полю с травой или свежей пашне будет просто невозможно.
Вариатор на мотовездеходе
Вариатор - очень удобный вариант для производителя. Да, он дороже редуктора с автоматическим сцеплением, но зато позволяет иметь достаточно большой крутящий момент на малой скорости и высокую скорость на полных оборотах.
Проблема вариатора та же, что и у сухого сцепления - грязь и вода при поездке в дождливую погоду. Вот на мотособаках вариаторы отлично прижились! Закрыты кожухом от летящего из под гусеницы снега, стоят достаточно высоко, проблем не имеют.
А на мотовездеходе они находятся на уровне оси колес или немногим выше. Даже если не влезать в "грязь по колено" - пыль и влага сильно уменьшают время жизни ремня вариатора. Закрыть герметично вариатор не получится, тк ему требуется охлаждение, а при перегреве будет "гореть ремень".
Если уж использовать вариатор, то он должен работать после сцепления и срабатывать сразу, без проскальзываний.
Какой оптимальный вариант для мотовездехода
Самым оптимальным вариантом будет использование ручного многодискового сцепления в масляной ванне и коробки переключения скоростей.
По полному бездорожью ехать со скоростью выше 10 км/ч просто невозможно, если едешь по тому же полю - то там и кротовины попадаются и ямы, на склонах встречаются промоины шириной с колесо и глубиной до полуметра. Влетишь в такую на скорости и уйдешь через руль!
А по проселочным дорогам тащиться со скоростью 10 км/ч просто грустно, тут хочется навалить и разогнаться хотя бы до 35 км/ч.
Вот и получается - нужна хорошая тяга на бездорожье и скорость на дорогах. Решить эту проблему можно только с использованием коробки передач. Вариатор тут не сильно помогает, тк у него зависимость от оборотов двигателя, а мощность ДВС растет с количеством оборотов. И при поездке по грязи или продирании сквозь кусты и траву, мощность повышенных оборотов двигателя лишней не бывает!
И тут вылазит такой нюанс - для мотовездехода очень удобен низкооборотистый двигатель LiFan 6-8 л/с, его еще называют "мотоблочным". Проверенный временем, с хорошей тягой на низких оборотах. Но фабричной коробки переключения скоростей к нему нет! А наши "производители" могут только собрать в кучу импортные запчасти, делать что самостоятельно принципиально не хотят!
А высокооборотистые с встроенной коробкой передач не сильно подходят на мотовездеход, тк тяга у них на низких оборотах весьма посредственная.
Оптимальны выходом было бы устанавливать двигатель LiFan, ручное или автоматическое многодисковое сцепление и коробку передач от грузового мотороллера Муравей. К сожалению эти КПП сейчас не производят, в интернете можно найти только ремнаборы из шестерней на валах. Отливать корпуса коробок, обрабатывать посадочные места, впрессовывать втулки и подшипники никто не хочет.
При самостоятельной сборке можно найти БУшную КПП от Муравья на том же Авито, разобрать, провести дефектовку или целиком заменить.
Были бы готовые КПП небольшого размера в продаже - мотовездеходы были бы гораздо проходимее!
Но вернемся к тому, что имеется.
Самый оптимальный вариант - это использовать на мотовездеходе двигатель LiFan с штатным редуктором и многодисковым сцеплением в масляной ванне.
Для поездок по бездорожью ведущая звездочка берется наименее возможного диаметра, для вала 20 мм это звездочка на 9 зубов. Ведомая звезда подбирается под размер колеса с таким соотношением, что бы максимальная скорость на полном газу была 20 км/ч. Такое соотношение позволит отлично ездить практически по любому бездорожью.
Для езды просто по пересеченной местности ведущая звездочка заменяется на 11,13 или 15 зубовую и, теряя мощность на колесе, повышаем максимальную скорость.
Перестановка звездочки возможна за 10-15 минут. Это, конечно, не как на КПП - включить/выключить пониженную передачу, но все равно вполне возможно сделать даже в пути используя всего пару ключей.
Всем проходимых мотовездеходов! С уважением, Константин.